Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»



Варвара Васильевна Тимофеева (Починковская) – первый хранитель Михайловского



Последним хранителем родового имения Ганнибалов и Пушкиных «Михайловское» был младший сын поэта Григорий Александрович Пушкин. В 1899 году он продал имение государству.

С этого времени в жизни Пушкинского Уголка (так называли Заповедник до середины XX века) было много драматических страниц. Путь, пройденный им, можно обозначить формулой: от юбилея до трагедии, от трагедии до юбилея. Но и в самые сложные периоды судьба посылала Заповеднику тех, чьими стараниями святые пушкинские места удавалось сохранять, восстанавливать, развивать.

В наших публикациях мы расскажем о людях, чьи неординарные судьбы оказались сопричастны истории Пушкинского Уголка, о тех, кто внёс свою лепту в становление Заповедника, и тех, кто сумел даже за короткое время руководства оставить заметный след в судьбе Михайловского.


Варвара Васильевна Тимофеева (Починковская)


Одной из ярких фигур в судьбе дореволюционного Михайловского была писательница Варвара Васильевна Тимофеева (1850-1931) (псевдоним Починковская). После напряжённой трудовой жизни (чего только стоят 25 лет работы корректором в журнале «Вестник Европы»!), не скопив средств, она вынуждена была проситься в Колонию для престарелых литераторов в Михайловском, которая была открыта 26 мая 1911 года. Из её дневниковых записей «Шесть лет в Михайловском», которые она вела с 1911 до конца 1917 года, нам известно о жизни Пушкинского Уголка тех лет.

Приехав сюда после оживлённой столичной жизни, Варвара Васильевна оказалась в глуши, где «тоска, скука, дрязги» мешали работать. Однако она смогла найти силы, чтобы жить и трудиться. Как человек деятельный и творческий, она взяла на себя функции заведования хозяйством, библиотекаря, экскурсовода. По сути Варвара Васильевна стала первым хранителем Пушкинского уголка. Она мечтала «заводить тут культурные центры просвещения и добра».

Вела просветительскую работу среди местного населения, жителей окрестных деревень Бугрово, Носово, Коты, Березино, Кириллово, Зимари, Дедовцы. Крестьяне её любили и уважали за доброту и справедливость и отзывались о ней: «Это зуёвская. Дюже хорошая». Она помогала писать письма на фронт, помогала деньгами, объясняла, в чём состоит «всероссийское значенье села Михайловского и почему надо хранить его в полной неприкосновенности»: «Вся Россия съезжается сюда и, вспоминая великого Пушкина, любуется этими местами, картины пишет, фотографии с этих мест снимает, а вы всё хотите тут рубить и губить».

В. В. Тимофеева одна из первых поняла мемориальную ценность природы этих мест. «От подлинного пушкинского пребывания здесь сохранились только виды на Сороть и озеро Маленец, леса и нивы, «луга, измятые его бродячей ленью», – и всё это прелесть как хорошо. И не особенно всё это живописно – мало ли мест в России красивее! – но здесь на всём точно носится дух первобытной народной поэзии...».

Неоднозначными оказались её отношения с представителями местного дворянства. Среди «господ соседственных селений» она нашла близких по духу друзей – Княжевичи в Петровском, Фоки в Лысой горе, Шелгуновы в Дериглазове. Но с теми, в чьи руки была вверена судьба столь ценного уголка, ей приходилось вести принципиальную борьбу. К её мнению прислушивались в Псковском Пушкинском Комитете. В. В. Тимофеева (Починковская) с негодованием отмечает случаи злоупотребления служебным положением со стороны управляющего колонией П. Ф. Карпова и попечителя Г. Г. Корсакова. Карпов был хранителем Пушкинских мест, первого музея Пушкина в Михайловском.

Музей занимал лишь одну комнату в главном доме колонии, отстроенном в 1911 году. По оценке В. В. Тимофеевой экспозиция его оставляла «слабое и неясное впечатление». Единственной мемориальной постройкой на усадьбе был домик няни, который произвёл на Варвару Васильевну сильное впечатление: «Зато вот домик няни, хоть и пустой совсем, дышит прежним духом». Огорчало Варвару Васильевну неумение местных жителей вести себя в музее: «Посетители являются в Михайловское не для осмотра давно им известного «Дома-музея», но чтобы посидеть там на мягких диванах, нарвать цветов, поиграть на бильярде, – вообще для развлечения. Разбредутся по комнатам и сидят там до позднего вечера».

За годы существования Колонии литераторов в Михайловском побывало множество посетителей. Больше всего приезжих было летом. В мирное время здесь отдыхали учительницы епархиальных училищ, в годы первой мировой войны останавливались на побывку солдаты и офицеры с фронта. Для всех желающих Варвара Васильевна водила экскурсии, читала газеты и рассказывала о Пушкине неграмотным солдатам, уходившим на войну.

В Михайловском побывали в разные годы философ Н. О. Лосский, фотограф П. А. Оцуп, князь Я. М. Шаховской, граф П. С. Шереметьев, В. В. Философов, артисты Московского Художественного театра, среди них О. Л. Книппер-Чехова, художник В. В. Мешков, журналистка М. А. Новикова (псевдоним Гаррис). Летом 1915 года Михайловское посетила представительница императорской фамилии – великая княгиня Мария Павловна Младшая, служившая сестрой милосердия в одном из псковских госпиталей.

Обыденная жизнь Колонии была прервана в 1917 году: «18 ноября Михайловское было захвачено новой властью». Из уважения к Варваре Васильевне, много хорошего сделавшей для местных крестьян, ей было разрешено остаться. Но 12 декабря она сама покинула Михайловское и нашла приют на Ворониче в доме отца Александра. В феврале 1918 года Варвара Васильевна стала свидетельницей поджогов, погромов и разграблений Михайловского, Тригорского, Петровского, Дериглазова.

26 мая 1918 г., после посещения могилы поэта, В. В. Тимофеева (Починковская) заканчивает свои записки оптимистическим утверждением: «С неумирающей памятью о родном своём гении не может умереть страна, породившая этого гения».

В первые годы Советской власти волна грабежей и расхищений была остановлена. Для спасения пушкинских мест от окончательного разорения сельская интеллигенция в Святых Горах образовала комиссию по охране «Пушкинского уголка». Душой этого благородного дела стала В. В. Тимофеева (Починковская). 11 февраля 1920 года она подготовила Проект охраны «Пушкинского уголка», в котором были заложены традиции сохранения памяти Пушкина и прежде всего – сохранения драгоценного мемориального ландшафта. Основные положения её проекта и по сей день являются актуальными для Пушкинского Заповедника.



Автор статьи: И. Н. Крылова, ст.научный сотрудник музея-усадьбы «Михайловское»











Дата создания: 01.04.2022 10:00
Дата обновления: 01.04.2022 10:00

Мы используем cookie!
Подробнее