Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»



ПУШКИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


В преддверии юбилейных торжеств 1899 года по случаю 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина по всей Российской Империи был официально объявлен сбор народных пожертвований «в пользу учреждений в память А. С. Пушкина». Вскоре после празднования пушкинского юбилея в Святых Горах имение Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии было выкуплено у наследников поэта в казну, чтобы устроить там «по соглашению с Академиею Наук какое-либо благотворительное учреждение, связанное с именем Пушкина».

Владельцем Михайловского тогда был младший сын поэта Григорий Александрович Пушкин, который согласился продать имение, понимая, что оно принадлежит не только ему, но и России. Средства на покупку Михайловского были выделены Государственным дворянским земельным банком. Сумма выкупа составила 144 тыс. 600 руб. Купчая крепость на продажу была совершена между Г. А. Пушкиным и управляющим Псковским отделением Государственного дворянского земельного банка А. И. Филиппьевым.




Так на государственном уровне было выражено стремление сохранить историко-культурную и художественную ценность усадьбы поэта. Выкуп государством Михайловского в 1899 г. можно назвать началом его мемориализации, началом пути к созданию первого пушкинского музея в мемориальном пространстве.



10 февраля 1949 года в южном приделе Успенского собора Святогорского монастыря была открыта выставка «Дуэль. Смерть и похороны Пушкина», посвященная 112 годовщине со дня смерти поэта.

В газете «Псковская Правда» от 15 февраля 1949 года опубликована статья корреспондента В. Иванова «На выставке, посвященной А. С. Пушкину», в которой он подробно рассказывает о ней: «…начинается разделом «Дуэль». На стенде, открывающемся портретом А. С. Пушкина, ярко представлены копии документов, фотографий и картин, характеризующих последний этап в жизни поэта. Из материалов видно, в какие невыносимые условия был поставлен поэт ненавистным ему царским самодержавием. На стенде мы видим картину А. А. Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом», рисунок Бореля «Возвращение Пушкина с дуэли». Фото «Место дуэли А. С. Пушкина в Петербурге за Черной речкой». Тут же приводится полицейское донесение о состоявшемся поединке…

Выразительно оформлен и второй раздел выставки «Смерть». Вот дом Волконских на Мойке, в Петербурге, где жил Пушкин. В этом доме он умер после дуэли. … Ярчайшим выражением народного гнева и ненависти к убийцам, является помещенное на этом же стенде стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Тут же приводится письмо лицейского друга Пушкина – Матюшкина к лицеисту Яковлеву: «Пушкин убит – Яковлев! Как ты это допустил – у какого подлеца поднялась на него рука».

Содержательно оформлен и третий раздел: «Похороны». Здесь в документах ярко показано, что царское правительство боялось Пушкина и после его смерти. «Я только что видел императора, который приказал сказать Вам, чтобы Вы написали псковскому губернатору: пусть он запретит для Пушкина все, кроме того, что делается для дворянина» – пишет шеф жандармов Бенкендорф управляющему царской охранкой Мордвинову»…

Здесь же, в последнем разделе выставки, помещены: портрет А. И. Тургенева – друга Пушкина, сопровождающего тело поэта в Святогорский монастырь; картина Наумова «Тайный увоз тела Пушкина»; запись о смерти поэта в церковной метрической книге; фото могилы Пушкина в ее первоначальном виде и другие документы.

Замечательны по своей выразительности помещенные в зале картины художника Д. Федорова «Увоз тела Пушкина из Петербурга» и «Похороны Пушкина в Святогорском монастыре». Покидая выставку, посетители уносят в своих сердцах горячую любовь к великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину».

Из объявления в газете «Пушкинский колхозник», опубликованного дирекцией Пушкинского Заповедника, известно, что выставка была открыта ежедневно с 12 до 16 часов. Вход – свободный.



В феврале 1918 года пушкинские места на Псковской земле постигла печальная участь. Усадьбы, связанные с именем великого поэта, были разграблены и сожжены. Из воспоминаний очевидца событий, писательницы В. В. Тимофеевой (Починковской), жившей на момент гибели усадеб в доме священника, отца Александра, на городище Воронич : «...18 февраля. ...Известие, что грабят Тригорское. Оттуда доносится к нам грохот и треск разбиваемых окон… 19 февраля. «Грабят Петровское и Михайловское», - возвещают мне утром. А я лежу, как в параличе, без движения от всех этих дум… Под вечер вижу в окно новое зарево. И вот там над лесом — большое и яркое. «Зажгли Зуево! - снова возвещают мне, — чтобы не ездили туда и не вспоминали...».

И все же, как показало время, несмотря на эти тяжелые драматичные страницы истории, сбылись пророческие слова Варвары Васильевны, сказанные в том же 1918 году: «С неумирающей памятью о родном своем гении не может умереть страна, породившая этого гения!». Ровно через 19 лет после гибели усадеб, 18 февраля 1937 года, в 100-летнюю годовщину со дня похорон А. С. Пушкина, на могиле поэта в Святогорском монастыре состоялся многолюдный митинг с участием правительственной делегации, состоявшей из членов Всесоюзного Пушкинского комитета, Президиума Академии наук и Союза советских писателей. Митинг завершился торжественным шествием в Михайловское. У въезда в Михайловские рощи был установлен мраморный камень с надписью: «Здесь будет сооружен памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 1799-1837. Заложен 18 февраля 1937 г.». В Михайловском состоялось открытие Дома-музея А. С. Пушкина, восстановленного по проекту архитектора К. К. Романова.



20 февраля 1995 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 165 «О мерах по сохранению и дальнейшему развитию Государственного музея-заповедника А.  С.  Пушкина в селе Михайловском Пушкино-Горского района Псковской области» Пушкинский Заповедник получил новый статус, что отразилось и в его новом названии – Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.  С.  Пушкина «Михайловское». Территория музея-заповедника увеличилась с 666 га до 9713 га (с охранными зонами — 15219 га). Повышение статуса Пушкинского Заповедника в феврале 1995 года и включение его Указом Президента Российской Федерации № 1219 в декабре 1995 года в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации позволило осуществлять более строгий и действенный контроль за состоянием мемориальной среды, оформить музейное землевладение, начать осуществление мониторинга историко-культурной и природно-ландшафтной среды.



16 марта 1972 года, в канун 50-летия Пушкинского Заповедника, Председателем Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорным был подписан Указ о награждении Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина в селе Михайловском Псковской области Орденом Трудового Красного Знамени.

Такой высокой награды музей-заповедник был удостоен за большую работу по эстетическому воспитанию трудящихся, изучению и пропаганде творческого наследия великого русского поэта А. С. Пушкина.

Юбилейное событие широко и торжественно отмечалось на псковской земле. По случаю юбилея в Псков прибыли министр культуры РСФСР Н. А. Кузнецов, ученые-пушкиноведы, поэты, работники музеев страны. 17 марта в областном драматическом театре имени А. С. Пушкина прошло торжественное заседание, посвященное памятной дате.

При полном зале гостей на авансцену со знаменем музея-заповедника вышли С. С. Гейченко, В. С. Бозырев, В. Я. Шпинев, Г. И. Федорова, М. И. Лукин. Первый секретарь областного комитета партии А. М. Рыбаков зачитал Указ и прикрепил высокую награду Родины к знамени Заповедника.

В ответном слове директор музея-заповедника С. С. Гейченко поблагодарил партию и правительство за столь высокую награду и заверил, что «коллектив заповедника отдаст все силы и знания, чтобы и впредь высоко нести знамя Пушкина, повышать качество работы по эстетическому воспитанию населения, пропаганде творческого наследия поэта».

Затем с теплыми поздравлениями выступали: министр культуры РСФСР Н. А. Кузнецов, ученые, писатели, представители общественных организаций, рабочего класса и крестьянства. Завершился вечер большим концертом.

Сегодня высокая награда Пушкинского Заповедника Орден Трудового Красного Знамени хранится в фондах музея-заповедника и выставляется по особым датам.



15 апреля 1945 года по рекомендации заведующего Литературным музеем Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии Наук СССР М. М. Калаушина и предложению президента Академии Наук СССР С. И. Вавилова приказом №59 по Институту русской литературы (Пушкинскому Дому) Академии Наук СССР директором Пушкинского Заповедника был назначен Семен Степанович Гейченко, выдающийся музейный деятель, писатель, заслуженный работник культуры РСФСР (1966), Герой Социалистического Труда (1983), почетный гражданин пос. Пушкинские Горы (1978) и г. Петергоф (1992). Директор Пушкинского Дома АН СССР П. И. Лебедев-Полянский, отправляя Гейченко на работу в Заповедник, сказал ему: «Ни я, ни Вы не можем себе представить всего того, что ждет Вас в Михайловском. Оно есть, но его ведь нет!.. Это ужас!!! Там есть только руины, следы, воспоминания. Главное, с чего Вы должны начать дело по возрождению Заповедника, — это фиксация того, что осталось на сегодняшний день… Помните, что завтра всего этого уже не будет. Мы должны как можно скорее ликвидировать все и всяческие следы фашистского варварства, восстановить пушкинские памятники и музеи...».

На протяжении почти 45 лет, до 1989 года, С. С. Гейченко оставался директором, а с 1989 по 1993 годы являлся Главным хранителем-консультантом Пушкинского Заповедника. Его жизнь безраздельно и полностью слилась с жизнью Михайловского. «Приписанный, как домовой, навечно к пушкинскому дому», — сказал о нём М. А. Дудин. С. С. Гейченко определил основные направления реставрационно-восстановительных работ, комплектования фондов, различные направления музейной деятельности Пушкинского Заповедника. Опыт музейщика, образование, интуиция, художественный вкус помогали Гейченко в создании уникального неповторимого пушкинского музея. Возрождение Пушкинского Заповедника, утверждение традиции Всесоюзных Пушкинских праздников поэзии, организация доброхотского движения, традиционных летних практик студентов института живописи, скульптуры им. И. Е. Репина — это свидетельства подвижнической деятельности Семена Степановича Гейченко. Ему удалось собрать плодотворный коллектив соратников, сподвижников и заложить основы будущего развития музея.



В апреле 1996 года в свет вышел первый выпуск научно-популярного издания «Михайловская пушкиниана».

Сборник, включающий в себя материалы конференций, которые проводят в Пушкинском Заповеднике, издается по настоящее время. Он предназначен для специалистов в области истории, литературы, краеведения, музейного дела, а также для всех, кто неравнодушен к истории отечественной культуры и пушкинских мест России.

Издание первого выпуска было подписано в печать 18 апреля 1996 года. Первый сборник, в который вошли научные исследования и изыскания сотрудников Пушкинского Заповедника, был издан при содействии Международного центра научной и технической информации (Москва) тиражом 1000 экземпляров.

До 2005 года «Михайловская пушкиниана» печаталась в Москве (ред. Е. Б. Егорова). С 2005 года по настоящее время сборник издается в Пскове (ред. Л. А. Токарева – до 2017 года; О. И. Бахтина).

На сегодняшний день серия включает 88 сборников, которые выходят тиражом 300 экземпляров и распространяются бесплатно.

Ознакомиться с материалами всех сборников «Михайловская пушкиниана» можно на сайте Пушкинского Заповедника в разделе «Библиотека».



26 мая 1911 года, в день рождения А. С. Пушкина (по старому стилю), в Михайловском было торжественно открыто благотворительное учреждение в память поэта — Колония для престарелых литераторов и учителей. Флигели Колонии были построены по проекту архитекторов В. А. Щуко и А. А. Косякова. Колония находилась в ведении псковского дворянства. В самом начале XX века с целью открытия на усадьбе поэта «приюта для сирот и вдов писателей и писателей, страдающих неизлечимыми болезнями», был образован Псковский пушкинский комитет, который разработал документы, касающиеся устройства и управления Колонией. Непосредственное управление Колонией осуществляли: почетный попечитель В. В. Философов, попечитель барон Г. В. Розен, предводитель опочецкого дворянства Г. Г. Корсаков, заместитель попечителя П. Ф. Карпов, управляющий Г. Ф. Богданов. Постоянно в колонии проживали писательницы В. В. Тимофеева (Починковская), Н. В. Яковлева-Ланская, учительница М. И. Клементьева.

В тот же день, 26 мая, в Михайловском был открыт и освящен Главный дом усадьбы — первый литературный музей А. С. Пушкина в мемориальном пространстве, восстановленный на старом фундаменте по проекту архитектора В. А. Щуко и также предназначавшийся для Колонии. Сохранилось описание музея: «В комнате главного дома, идущей из балконной направо, устроена библиотека-читальня, а налево от балконной — кабинет-музей. <...> В кабинете-музее поставлена мебель красного дерева эпохи Пушкина, собранная из разных мест и от разных лиц, заново лишь отремонтированная. В этом музее на стене висят два портрета: А. С. Пушкина и гр. Л. Н. Толстого; портрет Толстого с автографом пожертвован в колонию графом ещё при жизни; на письменном столе лежит книга, в которую посетители с. Михайловского могут заносить свои имена» (Софийский Л. И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414—1914). Репринт. изд. Псков, 2004. С. 215).

Жизнь Колонии для престарелых литераторов была прервана в 1917 году с началом революционных событий. В 1918 году усадьба Михайловское, включая Дом-музей, сгорели. После Великой Отечественной войны сохранился лишь один из флигелей Колонии литераторов — памятник архитектуры и отечественной истории начала XX века. В послевоенное время до 1992 года в нем размещалась научно-административная часть музея-заповедника. Флигель был реконструирован к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. На основании архивных данных и натурных исследований зданию был возвращен его исторический облик. Сейчас в 5-ти комнатах флигеля экспонируется выставка «Хранители Михайловского».



31 мая 1986 года, в канун XX Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии, в Пушкинском Заповеднике был открыт музей «Мельница в деревне Бугрово». Еще в 1985 году по проекту архитекторов И. А. Прилуцкого и Ю. А. Насонова рабочие из города Резекне (Латвия) изготовили срубный макет здания водяной мельницы и подарили музею-заповеднику. Открывшийся музей в деревне Бугрово включал в себя макет водяной мельницы, установленный на правом берегу речки Луговка, дом и двор мельника. Рядом был установлен каменный знак: «Здесь при Пушкине была водяная мельница» (текст С. С. Гейченко, скульптор – В. В. Самородский). Так было положено начало работы по созданию литературно-этнографического музея в д. Бугрово, предпринята попытка создать музейную модель крестьянского мира, который окружал и манил к себе А. С. Пушкина.

В 2007 году бугровский музей открылся после реконструкции. Он стал называться «Пушкинская деревня» и включать в себя дом и двор псковского крестьянина, а также действующую водяную мельницу, восстановленную на ее историческом месте, там, где ее видел Пушкин, на левом берегу Луговки, что подтверждено архивными документами и данными археологических исследований.




6 июня 1947 года в Михайловском в восстановленном «Домике няни» была открыта первая послевоенная музейная экспозиция. О ней в путеводителе по Пушкинскому Заповеднику А. М. Гордина, изданном в 1948 году, говорится: «Основные разделы экспозиции: история ссылки Пушкина в Михайловское; Пушкин и Арина Родионовна; Пушкин и народное творчество; Пушкин и обитатели Тригорского; Пушкин и декабристы; Работа Пушкина над «Евгением Онегиным», «Борисом Годуновым», «Цыганами» и др.; Корреспонденты Пушкина; Пушкин и Дельвиг в Михайловском и др.

Среди экспонатов — портреты Пушкина и его современников, картины, гравюры, литографии, рисующие различные периоды жизни поэта, окружавшую его природу и быт; иллюстрации к «Евгению Онегину», «Борису Годунову», «Цыганам», «Графу Нулину» и другим его произведениям; фотокопии рукописей, книги; мемориальные вещи (принадлежавшие Пушкину биллиардные шары и кий) и др. Включены в экспозицию также материалы по истории Пушкинского заповедника в период Великой Отечественной войны и его восстановлению. После того как будет открыт Дом-музей, в «Домике няни» предполагается сделать бытовые мемориальные комнаты».

Экспозиция включала в себя 173 экспоната: картин и масляных портретов — 6 шт., гравюр, литографий и других репродукций — 117 шт., скульптуры — 3 шт., мебели Александровской эпохи — 7 предметов и др.

Экспозиция изменилась после восстановления в 1949 году Дома-музея А. С. Пушкина, куда переместились некоторые экспонаты. В одной из комнат «Домика няни» была воспроизведена «светлица» Арины Родионовны с вещами, которые могли в ней находиться в пушкинское время. В другой комнате — «баньке» — была устроена экспозиция, посвященная «Арине Родионовне и ее дому».

«Домик няни» — единственная постройка в Михайловском, сохранявшаяся с пушкинских времен до Великой Отечественной войны, но не пережившая фашистскую оккупацию. Основные работы по восстановлению «Домика няни» были завершены весной 1947 года, однако некоторые продолжались и после открытия в нем экспозиции. Окончательно работы были закончены к 11 сентября 1947 года, и «Домик няни» официально был принят в эксплуатацию.




12 июня 1949 года в Михайловском, в день празднования 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина, был торжественно открыт Дом-музей поэта, восстановленный по проекту архитектора Л. И. Рожнова.

Открытие состоялось при участии Президента Академии Наук СССР С. И. Вавилова, директора музея-заповедника С. С. Гейченко, академиков Б. А. Грекова, И. Э. Грабаря, А. В. Палладина. В основу послевоенной реконструкции музея был положен принцип максимальной исторической достоверности. В Тематическом задании к проекту Дома-музея говорилось:

«1. Дом-музей А. С. Пушкина в с. Михайловском должен быть построен на месте старого Пушкинского дома…

2. По своему местоположению, размерам, внешнему виду и внутреннему расположению Дом-музей должен максимально совпадать со старым домом А. С. Пушкина...».

При этом оговаривалось, что в случае отсутствия в документах изображений, описаний элементов дома – боковых фасадов, фасада на реку Сороть, внутренней отделки и убранства – они «должны быть спроектированы, исходя из общих принципов скромной дворянской усадебной постройки второй половины XVIII века, а также некоторых дополнительных материалов, содержащихся в произведениях А. С. Пушкина, воспоминаниях Пущина, Языкова и пр.».

В музее была развернута монографическая литературная экспозиция, посвященная всей биографии Пушкина, хотя локальной теме «Пушкин в Михайловском» отводилось значительное место. Дом-музей, как и сегодня, состоял из шести комнат. Их названия были: «Коридор» (он же – передняя-прихожая), «Комната няни», «Гостиная», «Зал», «Столовая», «Кабинет Пушкина» (воссоздан в 1949 году впервые в мемориально-бытовом плане).














Дата создания: 01.04.2022 10:00
Дата обновления: 25.06.2022 10:00

Мы используем cookie!
Подробнее