Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ДОБРОХОТЫ. ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ В РАБОТАХ БОРИСА КОЗМИНА»
Выставка к 85-летию художника


4 сентября 2022 года Борису Михайловичу Козмину, первому хранителю усадьбы предков А. С. Пушкина (1974–2007), заслуженному работнику культуры Российской Федерации, лауреату Государственной премии в области литературы и искусства – восемьдесят пять лет!

Его дарование отличается силой и скромностью, как, впрочем, и он сам, для которого, по определению С. С. Гейченко, жизнь и творчество – это содружество искусства и науки. Писатель Арсений Ларионов как-то заметил: «Борис Козмин замечательный певец природы, и удивительно тонкий портретист». И действительно, в его пейзажах есть искренность, лиричность и глубина – какое-то сочетание сегодняшнего с вечным. А на портретах – лица с полно выраженным внутренним миром и присущем характером, И во всем этом в них есть сугубо личное самочувствие художника, его душевная деликатность и тихая робкая застенчивость.

В представленных портретах на выставке в одних мы видим типичное в модели, а не индивидуальное, – они написаны в непродолжительных встречах и беседах. Это в основном портреты студентов и учащихся – юных доброхотов из Москвы и Петербурга, Тулы и Дубны, Пскова и Печор, Тюмени и Томска, Тобольска и Иркутска, и многих других российских сел и городов.

В других является хорошее знание портретируемого, среди которых портреты патриарха Пушкиногорья С. С. Гейченко, академика Д. С. Лихачева, историка русской словесности, профессора С. А. Фомичева, директора Эрмитажа Б. Б. Пиотровского, художников А. К. Соколова и Л. В. Гервица, артистов балета и педагогов-репетиторов балетной трупы Мариинского театра Л. М. Тюнтиной и Г. Н. Селюцкого.

Л. В. Козмина,
кандидат филологических наук,
хранитель музея-усадьбы «Петровское»



«Через Пушкина умнеет всё....»

Из книги Б. М. Козмина «Миражи памяти»

Издавна в окрестности знаменитых усадеб по почину С. С. Гейченко в период летних школьных каникул из разных городов всей нашей страны и из-за рубежа приезжают организованные группы учащихся, чтобы пожить на лоне природы, прочувствовать на месте красоту и грацию поэтической мысли, словесного оборота, огранённого пером гения. Получить, наконец, ненавязчиво, незаметно для себя ту самую «пушкинскую прививку», о которой в своё время постоянно, как «Отче наш», говаривал патриарх Пушкиногорья, чтобы в молодой своей жизни каждый мог начать новые духовно-нравственные отсчёты.

И как их было не начать юному восприимчивому существу с хорошими душевными задатками, когда от школьной парты, где ему назидательно из класса в класс вдалбливались положения о «лишних людях», о персонажах «положительных и отрицательных» и прочей казеннокабинетной чепухе, он вдруг оказывался в стране «великих вдохновений», в «приюте, сияньем муз одетом». Где, подчас нежданно для себя, живя в палатке у костра, работая на усадьбах, овеянных пушкинским вдохновением, обнаруживал средь мерного течения времени выверенную на натуре удивительную прелесть и выразительность простых русских слов, выстроенных поэтом в наилучший порядок: «Небо меркло, /Воды струились тихо. /Жук жужжал». И как велики возможности подобных открытий именно здесь, на живой натуре, среди опоэтизированных ландшафтов, среди хранящих тень присутствия поэта седых каменных строений Святогорского монастыря...

Многолетний опыт активного общения и работы с учащимися школ Москвы и Петербурга, Тулы и Щекина, Пскова и Тюмени, Томска и Дубны, Тобольска и Иркутска, Даугавпилса и Нарвы, Николаева и Зауралья, и многих других сел и городов даёт мне право утверждать вышесказанное. Конечно, столь успешному проникновению школьника в глубины пушкинской строки способствует энтузиазм педагогов словесников и историков, которые вместе со своими питомцами две три недели делят палатки и все особенности бивачной жизни.

Многие такие педагоги привозят учащихся уже достаточно хорошо подготовленными, с приличным литературным кругозором, и здесь, в общении с музейными работниками, они углубляют и конкретизируют свои познания. В дружеской обстановке и труд ребят на благо Заповедника продуктивнее, и восприятие научных сообщений активнее.

Практика таких бесед, лекций и сообщений, в частности, у нас в Петровском, укоренилась прочно и давно. Приезжающие привозят заготовленные инсценировки по пушкинским произведениям. Показ и последующее обсуждение ничего общего не имеет с заорганизованностью, - мнение хранителей в таких случаях особенно ценится.

Помимо сугубо музейной тематики студенты и школьники имеют здесь возможность принять участие в литературном или искусствоведческом диспуте живописных работ, как моих, так и художников, запечатлевших в своих этюдах «подвижные картины». Надо видеть лица ребят во время наших походов по местам старинных усадеб пушкинского окружения (Воскресенское, Дериглазово, Голубово, Гораи, Алтун). И хотя мало что сохранилось из былого великолепия на сегодняшний день, но зато, какую интенсивность воображения вызывают забытые запущенные парки со следами былых ирригационных сооружений и загадочными остатками садовых затей патрицианского разума, вызванных в своё время к жизни блестящей эпохой Просвещения. В таких путешествиях все виденное невольно выверяется ребятами и на онегинских строфах, и на лирике поэта разных лет.

И все это вряд ли было бы возможно, не будь у этих счастливых питомцев таких великолепных педагогов, как Е. А. Полищук (Петербург), Н. П. Кондрашова (Москва), М. И. Буланов, М. Л. Погорелова, В. В. Некрасов (Дубна), О. О. Кох (Тюмень), М. Н. Клейн (Петербург), Э. В. Смирнова (Псков) и Н. Г. Смирнова (Петербург), создавшая блистательный ученический театр из чтецов и актёров.

И профессор Тульского университета Т. М. Макарова, замечательный ученый-педагог, тонко чувствующая поэтику слова, ни один год привозившая своих студентов филологов. Сколько было проведено вечеров с ними, где в содружестве педагога и учеников звучали их поэтические откровения. Одно из стихотворений Макаровой дало импульс к развитию темы в нашей оживлённой дискуссии о поэте и русской поэзии:

«А русская поэзия всеядна:
Гортань сжигая, мучая умы,
От хлеба, соли, сахара и яда –
Ни от чего не отказались мы.
Как будто бы спасая от потопа,
Ввели в ковчег поющих русских строк
И колдовские гены эфиопа,
И хладное чужое имя – Блок.
И наконец, сполна (не без усилий!)
Освоив европейский политес,
Влюбились мы в татарские фамилии
Прославленных российских поэтесс».

Сентябрь 1985


И внёсшие живую струю в доброхотское движение – Т. В. Воробьева, многие годы возглавляющая Московский лицей № 1535, наполняя мемориальное пространство усадебного парка инсценировками по пушкинским произведениям и в частности о царском арапе.

И славная И. Е. Иванченко, историк-генеалог, член правления Северянинского и Пушкинского общества Эстонии, художественный руководитель независимого молодёжного Поэтического театра г. Нарва, автор книг «Род Случеввских в истории» и «Родов связующая нить», ставившая проникновенные своим содержанием поэтические композиции, которые замечательно исполняли её подопечные на открытой террасе дома Ганнибалов.

И многие многие другие энтузиасты педагогического воспитания, что проторили «племени младому» тропу к этому дивному Кастальскому ключу, которые не только правильно воспитывают и учат, но, что быть может, важнее всего, способны сами постоянно учиться и в собственном развитии подниматься все выше и выше, приобщая через Пушкина к обретённым интеллектуальным сокровищам своих подопечных.





Фотографии Владимира Теребенина, фотохудожника Государственного Эрмитажа








Дата создания: 28.08.2022 15:40
Дата обновления: 28.08.2022 15:40
Мы используем cookie!
Подробнее