Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»





КАМЕННЫЕ КРЕСТЫ И КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ ПУШКИНОГОРЬЯ

Виртуальный музей




Дорогие друзья!

Вы находитесь на странице «Виртуального музея», посвященного каменным крестам и культовым камням Пушкиногорья. Это экспериментальный виртуальный «зал», в котором для представления артефактов из далекого прошлого использованы современные компьютерные технологии.

В глубокой древности необычные камни были объектом поклонения. Традиция эта отчасти перешла и к каменным крестам, появившимся после принятия христианства. И до сих пор каменные кресты являются значимыми элементами ландшафта, часто привлекают паломников, экскурсантов и путешественников. Пушкиногорье изобилует каменными крестами – ведь традиция их установки сохранялась ещё в первой половине ХХ века.

Каменные кресты были не только погребальными памятниками. Многие из них были «поклонными» - т.е. устанавливались в определенных значимых местах. Также они могли быть и обетными, то есть поставленными по случаю некоего события в жизни человека. Такой крест давал надежду на избавление от болезни, успешную коммерческую сделку или спасение от стихии во время путешествия и т.п.

В Пушкиногорье, как и во всей Псковщине, судьба такого вида памятников, как каменные кресты, сложилась непросто. Подобно всем другим христианским памятникам они либо находились в забвении, либо сносились, разрушались, уничтожались, разворовывались. Трудами С. С. Гейченко многие из них были спасены и размещены на ключевых точках экскурсионных маршрутов – на городище Савкино и рядом со Святогорским монастырем.



На этой странице у вас есть возможность рассмотреть любой из крестов и познакомиться с историей экспоната. Для этого Вам нужно нажать на картинку с крестом, дождаться загрузки модели, и, если есть желание, увеличить картинку на весь экран. Далее вращая колесико или двигая зажатую левую кнопку мыши, вы можете вращать, приближать или удалять 3d модель. Если в Вашем распоряжении есть VR-гарнитура, вы можете рассматривать объемное стереоизображение. Для этого нужно нажать на иконку с изображением VR-очков.





Несомненно двумя самыми известными археологическими артефактами на территории Пушкинского Заповедника являются «Крюков крест» с подпяточным камнем и «Савкин камень» с крестом.

«Крюков крест»

Близ восстановленной часовни Михаила Архангела в Михайловском (1979 г.) на «Поклонной горке» находится каменный крест на валунном подпяточном камне. На кресте традиционные надписи «Царь Славы Иисус Христос Ника» (в сокращении и под титлами). На валунном основании выбита многострочная надпись «В лето 7022 (1514)* поставиша рабъ Божеi Фiлiпъ Крюковъ кр(ес)тъ сiи хрiстяно(м) на поклонiе собе на память и роду своему». Крест перевезен на территорию Пушкинского Заповедника в 1967 г. По данным М. Е. Васильева раньше он находился близ д. Стечки. Поклонный «Крюков крест» стоял у дороги, ведущей со стороны города Острова в Воронич. В письме С. С. Гейченко В. М. Звонцову от 7 октября 1966 года читаем: «Теперь поеду искать другой камень- древний межевой крест. Я искал его в районе д. Стречено (около Печан), а он, оказывается, стоит где-то в районе д. Стечки, км эдак в 8 от Печаней».
* существует также иная датировка — 7035 (1527)





«Савкин камень» с крестом

На городище «Савкина горка» в 1970 году восстановлена часовня в честь Михаила Архангела, известная по фотографиям начала XX века. Перед ней находится валунный камень с надписью: «Лета 7021 постави крестъ Сава попъ». На поверхности камня имеется выемка под каменный крест. В 1960-е годы по инициативе С. С. Гейченко на «Cавкином камне» был восстановлен крест. По сведениям С. С. Гейченко, крест, поставленный на камне, был найден на правом, противоположном от Савкиной Горки берегу р. Сороть близ усадьбы Дериглазово.

«Савкин камень» изготовлен из крупнозернистого серого гранита, поверхность которого изначально была неровной, в то время как крест высечен из мелкозернистого розового гранита.

На площадке городища находится несколько каменных крестов, привезенных сюда с территории Пушкиногорского района. Один из крестов происходит с уничтоженного жальничного могильника у д. Козляки. Здесь же стоит каменный антропоморфный идол, перевезенный из окрестностей с. Велье.

С.С. Гейченко в статье «Из глубины веков» писал: «...Название месту дал легендарный поп Савва, поставивший на вершине городища поклонный памятный камень с крестом и надписью... До этих пор городище было без названия, просто городище.»





Культовый камень из д. Марамохи

Среди древностей Псковской земли выявлено немало культовых камней, которые привлекали внимание археологов, особенно в последнее время. Камни с выемками-углублениями, напоминающие чашу, обычно округлой формы, камни с отпечатками следов человека, зверя, птицы принадлежат к группе камней-следовиков. Они встречаются чаще всего на обочинах старых дорог, на погостах, у водных переправ.

У славян почитание камней-следовиков уходит в глубокую древность, во времена язычества, но и в эпоху христианства сохранялось поклонение отдельным камням-следовикам. Отпечатки с изображением следов на этих камнях связыватся с христианскими святыми Параскевой Пятницей, Богородицей.

С. С. Гейченко , исследуя древности в округе музея-заповедника, однажды обнаружил интересный камень: «Сегодня ездил в окрестности Велья – деревни Мараморы и Гверстель, где, по слухам, есть древний камень со знаками. Камень действительно есть и очень интересный. Мерой он 3х4 метра шириной, плоский. Как глубоко лежит в земле, неведомо, измерить трудно. В камне чудно этак выбиты три круглые чаши. В народе их зовут «мараморские котлы». Камень очень похож на ритуальный языческий камень, что около Тарту. Теперь поеду искать другой камень – древний межевой крест.

В 1978 году перевезен от д. Марамоха. Лежит у дороги Пушкинские Горы — Тригорское — Вече.

В книге «Пушкиногорье» С. С. Гейченко пишет о марамохином камне так: «Нашел я этот камень в деревне со странным названием Мараморы. Лежал он, зарывшись глубоко в землю, на месте теперешнего загона для колхозного стада, и только нос камня торчал на поверхности. А когда камень выкопали, он представился как колосальный валун, обьемом выше 20 кубометров. На спине камня выбит сложный знак в виде 12 круглых, соединенных между собой чаш. Привезли его и поставили поближе к заповеднику, чтобы сохранить и чтобы люди смогли увидеть. Камень — кит, по свидетельству ученых-специалистов — это жертвенный камень древнейшей эпохи. Вокруг таких камней люди совершали моления и жертвоприношения. Название Мараморы несомненно происходит от слов «мара», «марок», «мароки» - это означает наваждение, призрак, род домового или кикиморы. Так объясняется это слово у Даля».

Есть ряд исследователей, которые считают Культовый камень заготовкой для изготовления каменных жерновов.





Кресты на городище Воронич

На площадке городища Воронич находятся 13 каменных крестов и камней. Встречаются и основания старых надгробий от спиленных кованых крестов.

Как свидетельствует С.В. Белецкий, в ходе музеефикации городища в 1970-80-е гг «... в центральной части кладбища была устроена экспозиция каменных крестов...» Большая их часть, вероятно, перевезена с территории Пушкиногорского района.

Сегодня на городище Воронич обращают на себя внимание камень-крестовик, камень с выпуклым изображением меча или креста.

О происхождении некоторых воронических крестов свидетельствуют акты от 10 и 15 октября 1958 года, составленные С. С. Гейченко, В. Я. Шпиневым , В. С. Бозыревым и сторожем Тригорского парка А. Н. Бельковым. В одном из них сообщается, что на городище Воронич были случайно обнаружены в земле два местных каменных надгробия, из них одно в виде конуса, гладкое, а второе — большой фрагмент креста. Надгробия были подняты и установлены около фамильного кладбища Осиповых и Вульфов. Второй акт — по поводу изъятия с погоста Печане Васильевского сельсовета 9 (или 10 ?) древних каменных надгробий 14-17 вв. «в целях сохранности», представляющих историческую ценность. Надгробия были доставлены и установлены на городище Воронич. Одно надгробие установлено на Савкиной Горке.








Жальничный могильник XII-XVII вв.

Фрагмент жальничного могильника недалеко от деревни Буруны.
Жальники — древние могилы (12-15 вв.); невысокие холмики, круглые, в более позднее время — четырёхугольные, обложенные снаружи камнями-валунами. Распространены преимущественно в Новгородской и Псковской области.




Городище Савкино



Авторы проекта:



Артем Тараканов 

Студент 3 курса Санкт-Петербургского государственного института культуры по специальности «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» 
Интересы: Археология Северо-Запада России, компьютерные технологии в сфере археологии и музейного дела 
Электронный адрес: tarakanovartem@yandex.ru






Всеволод Пежемский

Руководитель Археологического клуба подростково-молодежного центра Лигово (Санкт-Петербург), историк





Надежда Шабловская

Методист музейно-образовательной деятельности Пушкинского Заповедника









Дата создания: 16.01.2019 12:00
Дата обновления: 16.01.2019 12:00




Мы используем cookie!
Подробнее