ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЭПИСТОЛЯРНОГО КОНКУРСА
«ПИСЬМА ИЗ ПУТЕШЕСТВИЙ»


«С детских лет путешествия были моею любимой мечтой», - отмечал А.С. Пушкин.



ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА В ПУШКИНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА
СПИСОК УЧАСТНИКОВ


«С детских лет путешествия были моею любимой мечтой», - отмечал А. С. Пушкин. И, как известно, Пушкин много путешествовал. Путешествовать он любил, особенно если это было путешествие запланированное, долгожданное. Иногда приходилось отправляться в путь и против собственной воли, например, в ссылку. Число и протяженность маршрутов, которые проехал поэт, достаточно велико и может составить честь готовому «к перемене мест» нашему современнику.

Сколько же наездил наш великий поэт? 34 750 километров! То есть около 35 тысяч верст.

Пушкин был, как бы мы выразились сегодня, особой «невыездной», и его путешествия вышли за пределы Российской Империи лишь однажды и то невольно. Поездка же, к примеру, в Китай для Александра Сергеевича так и осталась несбыточной мечтой. Но, не смотря на это, он был, можно сказать, профессиональным путешественником, внимательным и вдумчивым. Частые поездки из Москвы в Петербург и обратно, поездки в родовые имения семей Пушкиных и Гончаровых, Приуралье, Крым, Кавказ, Украина, Молдавия, Грузия, Армения – все эти места одарили Пушкина множеством новых сюжетов, образов и впечатлений. Нередко поэт делится увиденным и поразившим его воображение в письмах к друзьям и родным, а со временем все это: картины природы и быта дворян, горцев, цыган, простого крестьянского люда, их песни и сказания – найдет свое отражение на страницах его великих произведений.

Так, пораженный красотами снежных хребтов Кавказа, Александр Сергеевич восторженно пишет брату: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту (современный Бештау, что по-тюркски значит «пять гор». - О.Л.),— Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной. Кавказский край, знойная граница Азии, — любопытен во всех отношениях» (письмо от 24 сентября 1820 г.).

Как сюжетно близки отрывок из письма и отрывок из литературного произведения: «Переход от Европы делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах…» («Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»)

А в поэтически описанной картине, явственно угадываются причерноморские места:

Я знаю край: там на брега

Уединенно море плещет;

Там редко падают снега,

Безоблачно там солнце блещет

На опаленные луга;

Дубрав не видно — степь нагая

Над морем стелется одна.

1827

Ярко описан Пушкиным сильный зимний ветер в приуральской степи, который автор назвал бураном: «Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось <… >

Я увидел <…> на краю неба белое облачко <…> Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран. <…>

Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. <…>

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным <…>» («Капитанская дочка». 1833 – 1836).

Будучи всесторонне развитым человеком, Пушкин в своих путешествиях не только писал, но и рисовал, делая единичные пейзажные наброски, наброски птиц, лошадей, деревьев, выполняя великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Особая их ценность в том, что делались они для себя. Выявляя неожиданные ассоциации, они позволяют проникнуть в мысль, образ, чувство поэта, которые, не выразившись в стихах, остались запечатленными в рисунке. Вспоминая свое участие в сражении под Арзрумом, Пушкин отмечает:

Был и я среди донцов,

Гнал и я османов шайку;

В память битвы и шатров

Я домой привез нагайку.

В «Путешествии в Арзрум» об этой истории не упоминается, а рисунок, где поэт изобразил себя с пикой на коне, остался как действительное подтверждение происходящего.

В дороге Пушкин был и картографом. Так, он изготовил необходимую для работы над повестью «Капитанская дочка» и над «Историей Пугачева» карту местности, где происходили крестьянские волнения.

Тонкий знаток пушкинской графики А. М. Эфрос так определяет ее содержание: «...Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчет о людях и событиях».

Поэт, прозаик, патриот, путешественник А. С. Пушкин силою своего дара показывает нам всю природную красоту и человеческое богатство своей страны, при этом побуждая интерес к другим берегам и странам, и призывает:

Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине…

А мы, вторя поэту, предлагаем вам, наши друзья, получая впечатления из своих пусть даже небольших путешествий, делиться ими в своих письмах с «Музейной почтой» Пушкинского Заповедника. Итак, стартует новый конкурс - «Письма из путешествий».


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

- Сохранение красоты и богатства русского литературного языка в жизни современного общества.

- Изучение, сохранение и популяризация эпистолярного жанра в России.

- Выявление и популяризация лучших образцов эпистолярного наследия наших современников.

- Сохранение и приумножение классических русских гуманистических ценностей.

- Сохранение национальных и семейных традиций русского общества.


НОМИНАЦИИ КОНКУРСА:

  1. Прозаическое описание. (Наиболее яркие страницы вашего Дорожного журнала или Путевого дневника).

  2. Поэтическое описание. (Изложение в поэтической форме впечатлений путешественников).

  3. Художественное описание. (Графические или прочие, в зависимости от возможностей автора, работы).


УСЛОВИЯ КОНКУРСА:

  1. 1. На отправленных вами конвертах должна стоять печать с датой от 01.02.2014 года по 31.08.2014 года. Оформление письма и вложений в него произвольное. На конверте должна стоять ПОМЕТКА - «Из путешествия»
  2. 2. Письма направляйте по адресу: 181370, Россия, Псковская область, Пушкинские Горы, ул. Новоржевская, д. 21, Научно-культурный центр, МУЗЕЙНАЯ ПОЧТА.
  3. 3. Обязательно укажите свой адрес с индексом и контактные телефоны (на отдельно вложенном листе), по которым мы сможем с вами оперативно связываться, если возникнут уточняющие вопросы. На нашем сайте в разделе «Музейная почта» будет выставлен пополняющийся перечень авторов писем. После подведения итогов мы разместим отчет и список победителей. Подведение итогов — до 30.09.2014 года.
  4. 4. К рассмотрению в конкурсе принимаются только письма, отправленные по почте.
  5. 5. Оригиналы писем и вложения в конверты не возвращаются.
  6. 6. Лучшие, по мнению жюри, образцы конкурсных работ будут опубликованы в музейном сборнике «Михайловская Пушкиниана».


ЖЮРИ КОНКУРСА:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ — Василевич Г.Н. — директор Пушкинского Заповедника, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, Лауреат Государственной премии, к.э.н.

ЧЛЕНЫ жюри:

  • Виноградова Н.В.
  • Василевич Н.Б.
  • Парчевская И.Ю.
  • Лыжова О.А.
  • Иванов А.Н.


ПООЩРЕНИЯ и НАГРАЖДЕНИЯ:

Участники лучших работ конкурса «Письма из путешествия» получат по почте в знак признательности благодарственные письма и подарки. ПОБЕДИТЕЛИ трех номинаций в период с 13 по 26 октября будут приглашены в Пушкинский Заповедник, где вам будут предоставлены БЕСПЛАТНО проживание в гостевом доме Петровского, экскурсионная программа, трансфер. Вы сможете стать участниками лицейского праздника 19 октября и других мероприятий, проводимых Пушкинским Заповедником в это время.


ПРИМЕЧАНИЕ

Письма, не рецензируются и не возвращаются. Вложения (открытки, телеграммы, сами старые письма, отобранные вами, фотографии) будут переданы как ДАР в Музейную почту Пушкинского Заповедника. Материалы конкурса лягут в основу выставки «Письмо из путешествия».

16.01.2014

О. А. Лыжова, научный сотрудник,
хранитель выставочного зала «Музейная почта»