Международный фестиваль молодежных театров «Михайловское 2016»
Фоторепортаж и пост-релиз
2 - 6 июня 2016 г.
«Истории из коляски»
Документальный театр МИФ: Музей. История. Факты (г. Елабуга, Татарстан)
«Сказка о царе Салтане»
Спектакль Санкт-Петербургского государственного
кукольного театра сказки (г. Санкт-Петербург)
«Царевна-лягушка»
Спектакль Театра «НИКА» Серпуховского историко-художественного музея
«Колобок»
Кукольный театр Пушкинского Заповедника «Петрушкина баловня» (сельцо Михайловское)
«О, женщины!» (Из цикла Нескучный Пушкин)
Спектакль Молодежного театра «Гротеск» (г. Псков)
«Пушкин. Роман с музой»
Спектакль Андрея Свяцкого (г. Санкт-Петербург)
«Барышня-крестьянка»
Спектакль Открытого Студенческого Театра ПсковГУ «АХтеатр» (г. Псков)
«Онегин. Глава VIII. Объяснение в любви» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Театр РТШ (г. Таллинн, Эстония)
Спектакль-анекдот «Метель»
Молодежный театр-студия «Ключ» (г. Набережные Челны, Татарстан)
Спектакль «Навсегда-навсегда», по одноименной пьесе Ксении Драгунской
Муниципальный театр «Молодой человек» (г. Ижевск, Удмуртия)
Творческая встреча участников фестиваля с литературным критиком В. Я. Курбатовым
В Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» в дни L Всероссийского Пушкинского праздника поэзии, в период со 2 по 6 июня, состоялся второй Международный фестиваль молодёжных театров «Михайловское». Он проходил при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. На пяти сценических площадках (в большом и малом залах Научно-культурного центра Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», в Доме мельника и в Гумно в музейном комплексе «Пушкинская деревня», в Зелёной гостиной мемориального дома Осиповых и Вульфов в музее-усадьбе «Тригорское», на Праздничной поляне сельца Михайловского) было дано 12 спектаклей и интерактивных представлений. Участниками фестиваля стали 11 коллективов: театры из России и Эстонии, как любительские, так и профессиональные, работающие для молодёжи; среди них впервые — театры, функционирующие при государственных музеях Российской Федерации.
Необходимо отметить качественный и количественный рост фестиваля в сравнении с прошлым годом: в афише «Михайловского 2015» было только шесть театров из России (Архангельск, Ижевск, Санкт-Петербург, Псков) и Испании (Мадрид).
Фестиваль «Михайловское 2016» открыл Документальный театр «МИФ: Музей. История. Факты», работающий при Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (Елабуга, Республика Татарстан). Его создатель и руководитель, директор музейной Библиотеки Серебряного века Андрей Иванов и научный сотрудник музея-усадьбы Н.А. Дуровой Оксана Богунова представили специально подготовленный к фестивалю в Пушкинском Заповеднике спектакль «Истории из коляски». Работа эта основана на прозе и переписке Пушкина; помимо этого в ходе действия зрителям был продемонстрирован музейный предмет — гусарский ментик времён Отечественной войны 1812 года из собрания Елабужского музея. Таким образом, спектакль явился одновременно и своего выставкой одного предмета. Как позже, на заседании творческой лаборатории фестиваля, рассказал Андрей Иванов, «МИФ» постоянно практикует такие показы.
3 июня на фестивале был «День сказки». Свои работы на суд публики вынесли Санкт-Петербургский государственный «Кукольный театр сказки», театр «Ника» Серпуховского историко-художественного музея и кукольный театр Пушкинского Заповедника «Петрушкина баловня».
Труппа из северной столицы и её художественный руководитель, режиссёр, заслуженный деятель искусств России Игорь Игнатьев предложили зрителям свою версию «Сказки о царе Салтане», частично заменив фрагменты поэтического текста Пушкина их прозаическими пересказами, которые в своё время по просьбе театра сделали ученики начальных классов петербургских школ. Создатели спектакля рассчитывают на то, что после просмотра дети с родителями перечтут сказку и сравнят увиденное на сцене с пушкинским оригиналом.
Музейные театры из Серпухова и Пушкинских Гор показали свои версии народных сказок — «Царевна-Лягушка» и «Колобок», продемонстрировав принципиально разный подход к материалу. Представление театра «Ника» (художественный руководитель и режиссёр Марина Суслина) является своего рода приятным бонусом к музейной просветительской программе и не претендует на «музейность» (играется с использованием стилизованных костюмов, современного музыкального оформления и так далее). Спектакль театра «Петрушкина баловня» (руководитель Михаил Гаврилов), напротив, основан на подлинных или реконструированных этномузыковедами из Санкт-Петербургской консерватории старинных псковских песнях, воссоздаёт деревенскую «вечёрку», играется на псковском диалекте. В представлении с элементами театра кукол роли сказочных персонажей исполняют традиционные несшивные игрушки, которые бытовали в псковской крестьянской среде, даже предметы обихода (Колобок — клубок шерсти, Зайчик — носовой платок и так далее).
Центральный день L Пушкинского праздника поэзии — 4 июня — оказался наиболее «плотным» и в фестивальной афише. Четыре показа проходили на открытом воздухе — на михайловской поляне, на небольшой сцене, специально поставленной и условно отгороженной от прочего праздничного пространства. Первым на подмостки вышел коллектив, второй раз принимающий участие в Международном фестивале молодёжных театров «Михайловское» — «АХтеатр» Псковского государственного университета (художественный руководитель и режиссёр — Татьяна Комиссаровская). «Барышня-крестьянка», которую представили студенты, была подготовлена специально к фестивалю в Пушкинском Заповеднике. Повесть Пушкина инсценировали в ироническом ключе. Усилило этот тон и пластическое решение спектакля, а более того — грим и стилизованные, «кукольные» костюмы, которые любезно предоставила студенческой труппе театральный художник из Санкт-Петербурга Светлана Сазонова.
Ещё один студенческий любительский коллектив из Пскова — Молодёжного театр «Гротеск» (руководитель Роман Захаров) — показал на поляне музыкально-поэтическую фантазию «О, женщины!» (из цикла «Нескучный Пушкин») по произведениям и фрагментам произведений А.С. Пушкина, данных в обрамлении романтической музыки — пьес Ф. Шопена и русских городских романсов. Эту работу труппы частые гости Пушкинского Заповедника и жители Пушкиногорья уже могли видеть в январе этого года, в день именин Татьяны Лариной (25 января). Тогда спектакль-шутка был дан в Зелёной гостиной Тригорского дома и, как понадеялись артисты, «ни один пушкинист не пострадал». Сыгранный и спетый под гитару на открытой сцене спектакль прозвучал совершенно иначе и был очень тепло встречен публикой.
Однако более всего зрительской симпатии в этом фестивальном «блоке» досталось баритону из Санкт-Петербурга Андрею Свяцкому и его музыкальному моноспектаклю «Роман с музой». В его основу легли документальные материалы — фрагменты писем, дневников, мемуаров Пушкина и его современников, а также романсы Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова и других русских классиков на стихи Пушкина (партия гитары — Александр Вулла). После почти полуторачасового, достаточно сложно выстроенного спектакля музыканты, поддавшись на уговоры и аплодисменты публики, продолжили выступление — уже в концертном ключе.
Самая сложная задача этой части фестивальной программы стояла перед ижевским муниципальным театром «Молодой человек» (Удмуртия; художественный руководитель и главный режиссёр — заслуженный деятель искусств РФ Евгений Столов). Их интерактивное представление «…Без предисловий, сей же час!..» было призвано занять публику, пока другие коллективы меняли друг друга на сцене, готовили декорации и реквизит и так далее. Это потребовало у актёров умения импровизировать, моментально приспосабливаться к меняющейся «сценической ситуации». Театр из Ижевска, неоднократно принимавший участие во Всероссийских Пушкинских праздниках поэзии в Михайловском и давно имеющий в Святогорье своих искренних поклонников, прекрасно справился и с этой «связующей» ролью.
Особого внимания заслуживает спектакль, который в этот день, 4 июня, шёл в мемориальной усадьбе Осиповых и Вульфов «Тригорское». Свою работу «Онегин. Глава ?. Объяснение в любви» показали артисты любители из Эстонии — театра РТШ («Русская театральная школа», режиссёр спектакля — Ирина Томингас). Обыгрывая бесконечность, заявленную уже в самом названии спектакля и, главное, изначально заложенную в нашем понимании Пушкина, труппа представила очень интересное полифоническое решение текстовой версии своей «главы» (со вставками как из прочих разделов романа, так и из других сочинений Пушкина). Создатели спектакля продемонстрировали и красивую смысловую работу, «поделив» текст на двух Онегиных-поэтов и шестерых Татьян, они же музы. Зрители не могли не оценить и пластическое решение и исполнение этой сценической фантазии, которая получилось элегантной и современной, при этом — с уважительным, бережным отношением к классике.
5 июня фестиваль продолжил моноспектакль «Это я, Батюшков!» Григория Печкысева — молодого актёра и режиссёра, воспитанника театра «Пушкинская школа» Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге. В основу спектакля легли письма, стихотворения, записки старшего современника Пушкина, участника трёх военных походов, поэта К.Н. Батюшкова, отличают глубокий психологизм. А высочайшее профессиональное мастерство актёра в полной мере позволяют ему предать благородство и утончённость, страсти, счастье и безумное отчаянье его героя.
Другая работа, которую зрители увидели в этот же день — спектакль «Метель» в исполнении молодёжного театра-студии «Ключ» из Набережных Челнов (Республика Татарстан; режиссёр и художественный руководитель театра — Софья Федёкина) продемонстрировала буквальное прочтение пушкинского текста, как читают его школьники. Недаром, мизансцена, с которой начинается действие, — учебная аудитория, с партами и доской, на которой мелом написано название повести.
Завершили фестиваль «Михайловское 2016» 6 июня, в Пушкинский день России, спектаклем «Навсегда-навсегда» Ижевского муниципального театра «Молодой человек» по пьесе современного драматурга Ксении Драгунской. Смешную до нелепости историю о любви и ревности, о полной глухоте к чувствам других, о союзах, заключаемых назло неверным возлюбленным и так далее театр из Удмуртии с упоением довёл до полного абсурда, скатываясь в отдельных сценах в неприкрытую клоунаду. Текст пьесы, поднимающей на самом деле очень серьёзную проблему межличностных отношений в современном обществе, актёры дополнили стихами Пушкина, который по замыслу драматурга не появляется на сцене, но как бы витает над всем современной неустроенностью чувств.
На спектакле присутствовала автор пьесы — Ксения Драгунская, которая после показа долго общалась с актёрами и режиссёром-постановщиком спектакля Евгением Столовым.
Кроме того, в дни фестиваля в Пушкинском Заповеднике работала творческая лаборатория: проходили представления театров-участников, шло обсуждение спектаклей. С большим интересом и пользой для себя самодеятельные актёры встретились с известным российским литературным, кино- и театральным критиком Валентином Курбатовым.
На 12 показах Международного фестиваля молодёжных театров «Михайловское 2016» побывал 2821 зритель. Это были не только пушкиногорцы, но и гости псковских пушкинских мест из Пскова, Псковского, Новоржевского, Дновского, Великолукского, Опочецкого, Красногородского и других районов Псковской области, из Москвы и Санкт-Петербурга, Татарстана (Набережные Челны, Казань), многих других уголков России. В соцсетях практически сразу появились отзывы о тех или иных спектаклях и от зрителей из ближнего зарубежья: Шауляя (Латвия), Минска (Белоруссия). Благодаря финансовой поддержке Министерства культуры вход на все мероприятия, включённые в афишу фестиваля, был бесплатным.
Дата обновления: 17.06.2016 09:20