Виртуальная выставка «Ситцевый Пушкин»
К 50-летию художника И. Д. Шаймарданова
В творчестве художника театра Игоря Дмитриевича Шаймарданова образ Пушкина играет ведущую роль. Герою посвящены десятки произведений и целые серии.
«Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Все просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего.
Серия работ под названием «Ситцевый Пушкин» родилась вся сразу в едином ключе. Так появился деревенский Пушкин, отдыхающий среди цветущих лугов Михайловского, бредущий по окрестным полям, коротающий длинные ночи с няней… И увидавший своего зайчика под падающим снегом из белого ситцевого горошка, и романтично встречающий барышню среди кустов сирени… Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…». Игорь Шаймарданов.
Виртуальная выставка, приуроченная к 50-летию художника, представляет часть авторских произведений из собрания Пушкинского Заповедника. Это живописные работы на ситце и отдельные листы его серии «Михайловские царапки» и созданных в той же манере серий «Александр Сергеевич и Арина Родионовна», «Азбука Пушкиногорья». Каким образом происходит рождение «царапок»? Наметив общую композицию, автор процарапывает контур рисунка на мелованном картоне иглой, после чего в лист втирается масляная краска, выявляя процарапанный ранее рисунок. Листы повествуют о жизни Поэта в сельце Михайловском, какой сквозь столетия увидел и сочинил ее художник. Произведения Игоря Шаймарданова искрятся красками, они ироничны, добродушны, а главное – талантливы.
***
Игорь Дмитриевич Шаймарданов родился в г. Камбарке (Удмуртия) 7 февраля 1964 года. Окончил Нефтекамскую художественную школу, Йошкар-Олинское художественное училище, Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства. С 1995 г. работает как театральный художник. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. В 2008 и 2009 гг. был главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в с. Михайловском. Его работы хранятся в Пушкинском Заповеднике, Государственном музее А. С. Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт–Петербург), Музее-квартире В. В. Набокова (Санкт–Петербург), Псковской картинной галерее, частных собраниях.
ИЗ СЕРИИ «СИТЦЕВЫЙ ПУШКИН»
ИЗ СЕРИИ «МИХАЙЛОВСКИЕ ЦАРАПКИ»
ИЗ СЕРИИ «ПУШКИН И АРИНА Р.»
ИЗ СЕРИИ «АЗБУКА ПУШКИНОГОРЬЯ»