«И ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ 1812 ГОДА…»
Выставка из фондов Калужского объединенного музея-заповедника


В фондах Калужского объединенного музея-заповедника хранится собрание печатной графики XVIII–XIX вв. Это западноевропейские и русские гравюры, литографии, посвященные важнейшему периоду истории Европы и России, начинающемуся свержением французской монархии и завершающемуся ее восстановлением, в том числе наполеоновским войнам и Отечественной войне 1812 года. Это цельный комплекс тематически связанных между собой изображений, позволяющий представить себе в лицах и событиях одну из драматических страниц европейского прошлого. Особенное значение для российского общества и любителей искусства и истории имеют листы, касающиеся франко-русских отношений указанного периода (условно собрание можно назвать «Наполеоникой»).

Все представленные листы являются подлинными оригинальными произведениями своего времени, изготовленными в основном либо непосредственно по ходу событий, либо на небольшой исторической дистанции, когда память о них была еще свежа. Среди них нет ни поздних отпечатков (выпускавшихся, к примеру, Лувром со второй половины XIX в.), ни копий, ни подделок.

Правда, офорт прославленного испанского художника Франсиско Гойи, изготовленный им собственноручно для сюиты «Бедствия войны», отпечатан посмертно: при его жизни вся сюита не издавалась, так как Гойя отправился в добровольное изгнание прочь из родной Испании и в дальнейшем только гравировал и литографировал свои шедевры, но не издавал их. Практически все его наследие, созданное в изгнании, в Бордо, было опубликовано небольшими тиражами только посмертно. К таким изданиям относится и вышеуказанный оттиск, представляющий собой большую редкость.

В создании гравюр и литографий принимали участие многие знаменитые художники и помимо Гойи (Свебах, Карл и Орас Верне, Раффе, Герен, Девериа, Прюдон, Изабэ, Доу, Крюгер, Беннер, Верещангин и др.), а также лучшие граверы и литографы первой трети XIX в., такие как Райт, Бовинэ, Виль, Сандомури, Дельпеш, Вернье, Минази, Тардье, Одуэн, Дебюкур, Шарле, Куше-сын, Скьявонетти, Буше-Денуайе, Дюплесси-Берто и др.

По времени изготовления автолитография Василия Верещагина «Наполеон в России» удалена от времени жизни Наполеона, но это обстоятельство с лихвой искупается именитым авторством.

Листы отличаются разнообразием жанров: от парадных портретов (Наполеон и Александр I) и масштабных батальных сцен (Аустерлиц и Малоярославец) до редких лубков, например «Нескромный Зефир, или Прелести русских горок», отражающий комическую бытовую реальность, когда русские оккупационные войска в Париже в 1815 году действительно выстроили на Марсовом поле деревянные горки для катания, пришедшиеся по вкусу парижским обывателям.

Для рассказа о своем времени эти живые свидетельства говорят порой больше, чем исторические полотна.




Выставка работает с 13 сентября по 8 ноября 2017 г. в выставочном зале с. Михайловское


Дата создания: 19.08.2017 11:00
Дата обновления: 13.09.2017 15:30