«ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА»
Выставка новых поступлений 2015 года в фонды Пушкинского Заповедника

Выставка знакомит с собирательской деятельностью музея в 2015 году. Предметы, вошедшие в состав экспозиции, отражают основные направления и тематику комплектования музейных фондов Пушкинского Заповедника. Неизменным для историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника остается направление, связанное с формированием источниковедческой базы по иконографии мемориального пушкинского ландшафта.

Послевоенное время стало периодом расцвета «пейзажной школы Михайловского». В творческую командировку сюда приезжали многие живописцы и графики. Среди них – имена Василия Васильевича Мешкова (1893-1963) и Александра Николаевича Самохвалова (1894-1971). В 2015 году в коллекцию изобразительного искусства поступили два камерных пейзажа этих художников с видами Михайловского 1950-х гг. – «Озеро Маленец» В. В. Мешкова и «Вид на Сороть» А. Н. Самохвалова. В феврале они вошли в состав экспозиции выставки «Хранители Михайловского» в здании Колонии литераторов, иллюстрируя ведущую роль С. С. Гейченко в формировании музейного собрания, творческие связи Заповедника и художников, их деятельное участие в жизни музея.

Традиция пленэров продолжается. Современность отражается в батиках Галины Худницкой и графических работах московской художницы Ларисы Антоновой. В творчестве Л. Антоновой пушкинская тема занимает особое место. Ее автолитографии 1980-х гг. дополнили и раздел изобразительной пушкинианы, комплектованием которой музей-заповедник занимается на протяжении всей своей истории.

Юбилейную пушкиниану 1999 г. представляют два графических листа екатеринбургского художника Владимира Кравцева из цикла «Корреспонденция Пушкину». Раздел коллекции иллюстраций к пушкинским произведениям дополнила оригинальная графика московской художницы Елены Шипицовой.

Коллекция меднолитой пластики пополнилась ценным предметом, связанным с историей Святогорского монастыря, – образком Святогорской иконы Божией Матери «Одигитрия» в отливке конца ХIХ – начала ХХ вв. Он воспроизводит чудотворную икону в окладе, со сценой явления этой иконы пастушку Тимофею и надписью на обороте: "Копiя чудотворн. ик. Одигитрiи Бож. Матери находящ. въ Святогорскомъ монастырЬ Псковской епар.".

В связи с приближающимся в 2022 году 100-летием Пушкинского Заповедника особую актуальность приобретают материалы по истории музея. Так, на выставке представлена копия посмертной маски А. С. Пушкина, выполненная художником-реставратором музея Владимиром Александровичем Самородским (1939-1988). С 1961 г. его жизнь была неразрывно связана с Заповедником. Аналогичные представленной копии были изготовлены для постоянных экспозиций Дома-музея Осиповых и Вульфов в Тригорском и музея Святогорского монастыря.

Особый раздел выставки составили цифровые изображения с негативов известного архитектора, реставратора и фотохудожника Бориса Степановича Скобельцына (1921-1995). Негативы дополняют авторскую коллекцию, которая формируется в музее на протяжении нескольких десятилетий. Сюжетно они представляют отдельные эпизоды съемок фильма А. А. Тарковского «Андрей Рублев». Следует отметить, что 2016 год - Год кино - юбилейный для шедевра мирового кинематографа: фильму исполнилось 50 лет.

Дарья Плотникова,
главный хранитель музейных предметов





Выставка открыта с 3 по 31 декабря 2016 г. в Научно-культурном центре
Время работы: ежедневно с 10.00 до 17.00 (выходной - понедельник, вторник)


Виртуальная прогулка по выставке


Дата создания: 02.12.2016 12:00
Дата обновления: 02.12.2016 12:00