ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ В ГРАФИКЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Графика из собрания Пушкинского Заповедника


Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» (Пушкинский Заповедник) находится на северо-западе Российской Федерации в Псковской области, на стыке границ нескольких государств – Латвии, Эстонии и Белоруссии. Музей-заповедник был основан в 1922 году в память о пребывании в этих местах великого русского поэта А.С.Пушкина (1799 – 1837). Предшественником ему был первый в России усадебный литературный музей, открытый в Михайловском 26 мая 1911 года. Сегодня Пушкинский заповедник – это восстановленные и отреставрированные старинные русские усадьбы XVIII – XIX вв. Родовое поместье Пушкиных – Михайловское, усадьбы друзей и предков поэта – Тригорское и Петровское. Здесь на территории Святогорского монастыря находятся некрополь Ганнибалов-Пушкиных, могила А.С.Пушкина. Кроме усадеб на территории заповедника расположены музей «Пушкинская деревня» с действующей водяной мельницей, старинные городища, музейная почта и ремесленный центр. С 1995 года Пушкинский Заповедник входит в Свод особо ценных памятников культурного наследия народов Российской Федерации.

С 1817 по 1836 гг. Пушкин семь раз приезжал в Михайловское. В 1824-1826 годах, оказавшись в родовом имении в ссылке, Пушкин соприкоснулся с усадьбой – хранительницей памяти, колыбелью великой русской литературы и философской мысли, хранительницей собраний художественных произведений и книжных памятников, семейных архивов, источником художественного вдохновения. Вместе с тем ему открылся мир русской деревни. А в природе Псковского края поэт нашел все, что составляет понятие «Россия» и «русская ментальность». Здесь в Михайловском им создано более ста литературных произведений. Среди них – трагедия «Борис Годунов», главы романа в стихах «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», шедевры поэтического слова – стихотворения «Деревня», «Домовому», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября 1825 года», «Сожженное письмо», «Пророк», «…Вновь я посетил…».

Главным акцентом выставки «Литературный ландшафт в графике русских художников» является пушкинское слово, пушкинская цитата, обращенная к окружавшей некогда поэта действительности, в которой особым явлением была русская природа. Её образы в пушкинской поэзии многолики, наполнены звуками, красками, живыми ощущениями чувств и эмоций. Представленные графические работы разных авторов служат иллюстративным материалом к художественным произведениям, и в то же время, отражают реальную картину российской действительности: «холм лесистый», «три сосны», «бегущая под горой река», «шепот речки тихоструйной», «шум лесов», «песчаный косогор», «дорога изрытая дождями», «дуб уединенный», «берег сонных вод», «двух озер лазурные равнины».В них пушкинское слово стало отправной точкой в работе художника, который сам уже выступает «соавтором, визуальным интерпретатором литературного произведения», создавая зримую атмосферу передаваемого пейзажа.

Для Пушкинского Заповедника, где природа – и полноценный герой повествования, и музейный объект, жанр пейзажа в собрании изобразительного искусства является ведущим. Художники всех поколений стремятся запечатлеть современный «портрет» той или иной пушкинской усадьбы, пушкинского уголка, пытаясь создать художественный образ, который расширил бы имеющуюся иконографию и со временем приобрел статус бесценного документа для грядущих поколений.

Выставка из собрания Пушкинского Заповедника представляет 41 графическое произведение, из которых, как из кусочков драгоценной смальты, складывается картина пушкинского уголка России. Особое место в экспозиции занимает уникальная довоенная графика 1920-30-х годов – листы Павла Шиллинговского и Адриана Каплуна. Литературный пейзаж, наполненный ассоциациями с пушкинскими строками, в полной мере нашел воплощение в работах Василия Звонцова, Сергея Фролова и Владимира Алексеева.

Знакомясь с экспозицией, зритель идет вослед за Пушкиным, встречает «старых знакомцев» поэта: «ряд холмов и нивы полосаты», «вдали рассыпанные хаты», «темный сад с его прохладой и цветами», «пруд под сенью ив густых», «перед избушкой две рябины», «мельницы крылаты»…Эти визуализированные литературные образы позволяют приблизиться к постижению мира пушкинской поэзии, а значит и России.



В. Ф. Алексеев. Озеро Маленец. 1981

Досугам посвятясь невинным,
Брожу над озером пустынным,
И far niente мой закон.
Я каждым утром пробужден
Для сладкой неги и свободы:

«Евгений Онегин». Глава первая. 1823


В. Ф. Алексеев. Мельница. 1981

Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели минувших дней забавы!
Забыты вы... до сладостной весны!

«Осеннее утро». 1816.


Ц. Ши-Лунь. Мельница на берегу Сороти

Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...

«…Вновь я посетил…» 1835.


Д. П. Бучкин. Дорога в Михайловское

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.

«Деревня». 1819.


А.В. Данилов. Михайловское. Усадьба А.С. Пушкина

Сокроюсь с тайною свободной,
С цевницей, негой и природой
Под сенью дедовских лесов;
Над озером, в спокойной хате…

«Орлову». 1819.


В.М. Звонцов. Санный путь. 1983г.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...

«Зимняя дорога». 1829.


Т. М. Правосудович. «Домик няни». 1948

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами…

«Деревня». 1819.


М.Л. Шретер. Лавина на Сороти. 1982

Невольно к этим грустным берегам
Меня влечёт неведомая сила.
Всё здесь напоминает мне былое.

«Русалка». 1832


Выставка открыта с 24 июня по 18 сентября 2016 г.
по адресу: Московская область, Одинцовский район, Большие Вяземы
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина


СМИ о выставке

Дата создания: 19.06.2016 14:20
Дата обновления: 19.06.2016 15:45