ВЫСТАВКА «БЕГ ВРЕМЕНИ. ВРЕМЯ ПИТЬ ЧАЙ»
Выставка-путешествие из ХХI века в ХIХ из фондов Пушкинского Заповедника


Проект «Бег времени» предполагает серию выставок, рассказывающих о культуре и традициях усадебного быта ХIХ-го – пушкинского – века, а также о давно забытых вещах, память о которых хранят музейные экспозиции и фонды. Повседневная жизнь в дворянской усадьбе зачастую текла малоинтересно и неспешно, хотя давала помещику душевный покой и физическое здоровье. Основу этой жизни составляли естественные радости – еда, питье, прогулки, развлечения. Первая выставка данного проекта «Бег времени. Время пить чай» рассказывает о культуре чаепития в провинциальной дворянской усадьбе.

«Выдумка чая прекрасная вещь во всяком случае; в семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот; в тех обществах, где этикет не изгнал еще из гостиных самоваров и не похитил у хозяйки права разливать чай, гости садятся теснее около чайного столика; нечто общее направляет умы к общей беседе; кажется, что кипящий напиток согревает сердца, располагает к веселости и откровенности...», - размышлял писатель, критик, декабрист Н. А. Бестужев.

Сегодня для нас чай – обычный продукт, который можно приобрести в каждом магазине. Но в ХIХ-м веке к нему относились с большим почтением.

Провинциальная жизнь дворян в имении протекала, как сказано, неторопливо: монотонный день перетекал от завтрака к обеду, от обеда к ужину, а между ними закуски, десерты, чай и кофе. Неслучайно А. С. Пушкин в черновике III главы романа «Евгений Онегин» напишет: «В деревне день есть цепь обеда».

Мемуарная литература содержит огромное количество описаний чайного стола, который имел важное значение в жизни дворянства. Из мемуарных источников мы узнаем о ценности чая, который привозили из Китая, в дворянской среде начала XIX века. П. П. Соколов, сын живописца П. Ф. Соколова, вспоминал: «Чай тогда только что начинал входить в употребление, и лишь у очень богатых людей его подавали гостям. Цыбик прекрасного чаю был подарком незаурядным». Е. П. Квашнина-Самарина отмечает в своем дневнике: «Рассыпали цыбик чаю, присланный от Якова Ларионова, заплачен 525 р. Вышло из оного 57 фунтов чаю, пришелся фунт по 9 руб. 23 коп. …положен в комоде в спальне» (1818 г., январь, 21). А в приходно-расходных книгах Тригорского за 1853 – 1855 гг. находим цену за фунт чая – 4 руб.30 коп., там же запись: «за самовар отдано – 4 руб.».

Торговля чаем, изобретение специальных приспособлений для его приготовления и производство чайной посуды превратились в целую индустрию. Напиток требовал специальных аксессуаров: тончайшие фарфоровые чайники, чашки, блюдца, серебряные сервизы, элегантные чайные столики и подносы. Первоначально воду для чая кипятили в больших медных чайниках, но уже в конце ХVIII века в России появляются самовары. Сложно представить чаепитие в дворянской усадьбе без самовара. Он был символом домашнего уюта и гостеприимства. «Самовар кипит, уходить не велит» – говорит русская пословица. В «Словаре языка Пушкина» слово «самовар» употребляется 16 раз. В коллекции Пушкинского Заповедника хранится 19 самоваров, 11 из них представлены на выставке.


По обыкновению, чай разливала хозяйка дома или старшая дочь.

Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал...

(А. С. Пушкин. Евгений Онегин)

К чаю подавали варенье, сливки, кренделя, печенье. Сахар в помещичьей среде был большой редкостью и потому особо ценился. В русской традиции было пить чай одновременно с едой и сладостями. А. П. Керн вспоминает о завтраке в Берново: «Нам подавали кофе, чай, яйца, хлеб с маслом и мед».

Чай пили как в столовой, так и в гостиной, а при хорошей погоде – на воздухе: «Жары здесь были точно как у вас, но сейчас мы уже не задыхаемся, погода великолепная, вчера я тотчас после обеда пошла в Тригорское, где мы пили чай в саду под каштанами» (9 сентября 1834 г., Михайловское. Надежда Осиповна Пушкина дочери Ольге).

Из писем А. С. Пушкина и воспоминаний его современников мы узнаём, что, по петербургской привычке, поэт чаю предпочитал кофе, хотя этот напиток и не имел еще широкого распространения: «Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов» (Пушкин - жене, 30 октября 1833 г.). «...когда хотелось пить, ему [Пушкину] подавали ... прохладительного кофию черного...» (А. О. Смирнова-Россет «Автобиографические записки»). Но уж точно и в чае он хорошо разбирался («Пушкин любил чай и пил его помногу» (В. А. Нащокина. Рассказы о Пушкине).

Знакомство с миром русской усадьбы I-й пол. ХIХ в. немыслимо без пушкинских произведений. И если в произведениях Пушкина слова «кофе» и «кофей» («кофий») встречаются около двадцати раз, то «чай» - почти сто (!). Где-то о чаепитиях упоминается вскользь, где-то они служат фоном для отдельных сюжетов или же передают настроения героев: «...Живу в глухой деревне и разливаю чай, как Клариса Гарлов» («Роман в письмах»). «Адриян, сидя под окном и выпивая седьмую чашку чая, по своему обыкновению был погружен в печальные размышления» («Гробовщик»). «...время прошло незаметно, начало смеркаться. Князь под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой; самовар их ожидал» («Дубровский»). По написании повести «Гробовщик» перо поэта изобразило немца-сапожника и главного героя повести, вкушающих чай из стоящего на столе самовара.





Выставка открыта с 2 января по 1 ноября 2016 года в Научно-культурном центре
Время работы: ежедневно с 10.00 до 17.00 (выходной - понедельник, вторник)

Время работы: с 2 по 9 января с 17.00 до 19.00


Виртуальная прогулка по выставке

Дата создания: 30.12.2015 12:00
Дата обновления: 30.12.2015 12:00