К 110-летию С.С. Гейченко
«ПРИПИСАННЫЙ, КАК ДОМОВОЙ...»

Из фондов Пушкинского Заповедника и частных собраний


Мой друг судьбой сторожевой
И пониманьем жизни сущим
Из пепла сделал мир живой
На грани прошлого с грядущим.

М.А. Дудин. Семену Степановичу Гейченко.


14 февраля, день рождения Семена Степановича Гейченко, в жизни Пушкинского Заповедника равен по своей исторической значимости такой дате как 9 августа 1824 года, когда в Михайловское приехал ссыльный Александр Сергеевич Пушкин. Эти даты всегда окрашены праздничной интонацией, присутствующей во всех мероприятиях, представленных в такие дни музеем-заповедником. Вот и сегодня, 14 февраля 2013 года, открывается выставка, посвященная 110-летию С. С. Гейченко, прославленному директору Пушкинского Заповедника (1945 – 1993), неутомимому творчеству и настойчивости которого мы все обязаны послевоенным воссозданием и процветанием музея.

Образ Домового («приписанный, как домовой, навечно к пушкинскому дому»), созданный поэтом и близким другом С. С. Гейченко М. А. Дудиным, как нельзя лучше характеризует полувековой труд и каждодневный подвиг С.С. Гейченко, участника Великой Отечественной Войны и созидателя послевоенного Пушкинского Заповедника. Подтверждением правильности и естественности такого восприятия окружающими Семена Степановича могут быть и воспоминания другого близкого ему человека - профессора Санкт-петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, художника А. К. Соколова: «Он необычайно точно соответствовал своему назначению, определенному судьбой его жизни, и кажется, что Пушкин предвидел именно его, когда написал стихотворение «Домовому».

Домовой, Хранитель, директор, Герой Социалистического Труда, заслуженный работник культуры, дважды лауреат Государственной премии, писатель, а для кого-то просто дед Семен, за свою долгую жизнь стал свидетелем многих эпохальных событий. Его детство прошло в дореволюционной России, юность совпала с революционными катаклизмами и первыми годами становления молодого Советского государства. Но уже тогда было ясно, что поколению Семена Степановича предстоит сохранить и передать последующим поколениям многовековой опыт культурной жизни России. Этому была посвящена его работа по восстановлению дворцовых экспозиций в родном Петергофе, в Русском музее, в Пушкинском Доме Академии Наук. Подобно многим современникам Семен Степанович ощутил на себе холод лагерных застенков и ужасы войны, тяжесть преодоления послевоенной разрухи и всеобъемлющую народную любовь. Он оставил потомкам замечательные рассказы об Александре Сергеевиче Пушкине, дворовом окружении поэта, о святых пушкинских местах, без посещения которых нельзя, в полной мере, приобщиться к русской культуре. За свою полувековую работу в Пушкинском Заповеднике он спроектировал и организовал десятки выставок и экспозиций, стал основателем многих музейных традиций, превратил этот уголок нашей Родины в прекрасное сказочное «Лукоморье».

О С.С.Гейченко написано много статей и воспоминаний его современниками – друзьями и коллегами, добрыми знакомыми. Сегодняшнее поколение музейщиков, поколение XXI века. Поколение тех, кому не довелось услышать и увидеть своими глазамиэтого замечательного сказочника, художника, коллекционера, экспозиционера – новатора, может почерпнуть о нем сведения из литературного наследия, архивных документов, воспоминаний и многочисленных фото и киноматериалов. Обращаясь к обширному фотографическому материалу, организаторы выставки попытались рассказать о многогранной личности Семена Степановича Гейченко и показать его не только, как безмерно преданного делу музейщика, но и как верного товарища, веселого затейника и кудесника, незаурядного рассказчика и лицедея, заботливого мужа и отца. Выставка рассказывает о рядовых буднях директора музея и о веселых минутах отдыха, демонстрирует Хранителя в минуты вдохновения и печали, наедине с собой и среди влюбленных в него слушателей, в торжественные минуты награждений и за повседневной рутинной работой.

Основу выставки составляют 110 фотографий с негативов, хранящихся в фондах Пушкинского Заповедника. Их авторами были фотокорреспонденты В.В.Ахломов(«Известия»), Ю.Г.Белинский и Р.П.Кучеров (агентство ТАСС), реставратор Псковской реставрационной мастерской М.И.Семенов. Здесь же представлены фотографии В.С.Бозырева, долгие годы трудившегося рядом с легендарным Хранителем. Все они были друзьями и помощниками С.С.Гейченко. Большинство фотографий сделано в неформальной обстановке. Отсутствие официоза – таков был стиль жизни Хранителя. Это видно по передаче в кадре живого, подвижного образа Семена Степановича, даже во время съемок в официальной обстановке, а порою в самых неожиданных сценах, словно бы «подсмотренных» фотографом. Во всех работах остро чувствуется отношение любви и уважения самого автора к Хранителю. Визуальный портрет С.С.Гейченко дополняет портрет цитатный, складывающийся из книг и переписки, содержащих воспоминания его друзей, коллег, гостей и посетителей музея-заповедника. В горизонтальных витринах представлено литературное наследие С.С. Гейченко: архивные материалы с его автографами, дневники природы, которые он ежедневно вел на протяжении всей жизни в Михайловском.

Выставка «Приписанный, как домовой…» это взгляд из XXI века на легендарного героя ХХ века. Века, в котором был основан Пушкинский Заповедник, затем варварски разрушенный войной и снова воскресший из пепла, ставший святыней и культурным достоянием всего русского народа. Запись живого голоса Семена Степановича создаёт иллюзию его присутствия, фотографии воссоздают его образ. Все вместе они позволяют посетителю один на один встретится с легендарным Хранителем Пушкиногорья. Устроители выставки надеются, что каждый гость, даже не будучи лично знаком с Гейченко, сможет найти свой образ этого человека, увидеть и услышать своего Семена Степановича.

Отдел выставок, реставрации
и народных промыслов




Выставка открыта с 14 февраля в фойе малого зала Научно-культурного центра
Время работы: ежедневно с 9.00 до 17.00. (выходные - понедельник, вторник)


ФОТОРЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ