Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ПУШКИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК В ГРАФИКЕ. К 100-ЛЕТИЮ ОСНОВАНИЯ МУЗЕЯ»
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника


К столетию послереволюционного возрождения Пушкинского Заповедника музей представляет передвижной выставочный проект, рассказывающий об истории и различных аспектах музейной жизни.

Святогорский монастырь и небольшой посёлок Святые (ныне Пушкинские) Горы, Михайловское, Тригорское, Петровское... Здесь всё овеяно народной любовью к жизни и творчеству А. С. Пушкина.

Ещё при жизни Пушкина сельцо Михайловское воспринималось как его поэтическая родина, место творческого преображения поэта. Годы ссылки, 1824–1826, стали важным этапом в его творческой биографии, способствовавшие становлению Пушкина как величайшего национального поэта. Здесь, на древней псковской земле, окреп его талант, расцвел его поэтический гений. Вблизи «милого предела» поэт завещал себя похоронить. Здесь, у алтарной стены Свято-Успенского собора Святогорского монастыря, в четырёх верстах от Михайловского, покоится его прах.

«Когда посещаешь пушкинские места, испытываешь чувство соприкосновения с необычайной красотой, – пишет Д. С. Лихачев. – Дело даже не в том, что пушкинские места красивы как пейзажи: их особая красота в союзе природы с поэзией, с воспоминаниями – воспоминаниями истории и воспоминаниями поэзии... «Заповедник» – это заповедный край. Это не край запретов – это край, где мы получаем заповеди любви, дружбы, веселья, встречаемся с Пушкиным, с тем, что он нам заповедал... это край... который мы должны хранить...».

При помощи музейных коллекций на выставке рассказывается история Пушкинского Заповедника, увиденная и запечатлённая в произведениях талантливых мастеров, которые благодаря своему творческому дару способствовали и продолжают способствовать его популяризации и даже славе. Ведь в том числе и благодаря им сформировался, множился и распространялся художественный образ некогда мало кому известного «уголка земли».

Природа Михайловского стала вдохновляющим фактором для целой плеяды профессиональных художников, связавших себя с пушкинскими местами Псковщины на долгие годы. Одним из таких художников был мастер станковой гравюры, преподаватель Академии художеств Павел Александрович Шиллинговский (1881–1942). В 1924 году он сделал несколько карандашных зарисовок, которые позже повторил в технике литографии. Отсутствие надуманности и понимание первозданной красоты русской природы, характерное для всех работ автора, как нельзя лучше отразилось в работах пушкинского цикла, две из которых «Могила А. С. Пушкина» и «Домик няни» представлены на выставке.

Важнейшим этапом в истории Пушкинского Заповедника стали 1935–1937 годы, предшествовавшие столетию гибели Пушкина. Научная и административная работа была возложена на Институт русской литературы (Пушкинский Дом). В Пушкинском Заповеднике были проведены большие работы по восстановлению и расширению территории. Парк Михайловского расчистили и частично восстановили первоначальную планировку, ганнибаловские ели и липы поручили попечительству учёного-лесовода, восстановили пруды. В 1936 году в состав музея-заповедника были включены городища Савкино и Воронич, сельцо Петровское и вся территория Свято-Успенского Святогорского монастыря.

Запечатлеть «сохранившиеся уголки Пушкина» в Псковскую область приезжали выдающиеся художники-графики эпохи – Л. Хижинский (1896–1972) и А. Каплун (1887–1974), работы которых были оформлены в тематические альбомы и издавались большими тиражами в год 100-летия гибели А. С. Пушкина. Произведения этих мастеров также в экспозиции.

Пушкинский Заповедник сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Разрушения, нанесенные фашистами, запечатлены в работах Б. М. Калаушина, представленных на выставке. Он был членом Чрезвычайной государственной комиссии, расследовавшей злодеяния фашистов и их сообщников. В Акте Чрезвычайной государственной комиссии от 30 августа 1944 года указывалось, что «...немецко-фашистские захватчики намеренно разрушали Пушкинский Заповедник Академии наук СССР». В Михайловском был разграблен и сожжён дом-музей, разрушен домик няни и на его месте построен блиндаж, в парке и рощах вырублено много деревьев, вырыты траншеи и бункера, установлены мины. Впоследствие на территории Заповедника специальные сапёрные части обезвредили более семи тысяч мин, сняли тонны колючей проволоки, которой были оплетены берега реки Сороти и озера Кучане.

Вскоре после освобождения Пушкиногорья в Михайловском начались восстановительные работы. В апреле 1945 года директором Заповедника был назначен Семен Степанович Гейченко. Он обладал замечательным свойством характера – объединять вокруг себя творческих и талантливых людей: художников, музыкантов, исполнителей и литераторов. Благодаря соавторству музейного хранителя и его творческого окружения природные, усадебные и ландшафтные объекты стали художественными и получили широкую известность, складываясь в неповторимый облик Пушкинского Михайловского.

В 1957 г. в музее-заповеднике была заложена традиция проведения ежегодных художественных практик студентов Института им. И. Е. Репина Академии художеств. Среди вдохновителей и организаторов студенческих пленэров был ближайший друг и соратник С. С. Гейченко – Василий Михайлович Звонцов (1917–1994), заслуженный (1978) и народный художник РСФСР (1983). Он стал автором рисунков к первым иллюстрированным путеводителям по Пушкинскому Заповеднику. Его акварели с видами пушкинских мест выходили в виде набора открыток (1958) и альбома «Петровское» (1977). Рисунки В. М. Звонцова неоднократно использовались в качестве иллюстраций в газетах и журналах при публикациях стихов современных поэтов на пушкинскую тему и сообщениях о Заповеднике.

Студенческие пленэры, а затем и творческие поездки по Псковской области обогатили русское графическое искусство работами Владимира Фёдоровича Алексеева (1944–2010). Петербургский художник В. Алексеев офорту и резцовой гравюре учился у В. М. Звонцова. Работы, присутствующие на выставке, художник выполнил в 1960–80-е годы. По итогам «пушкинских» пленэров неоднократно проводились выставки, в которых участвовали и работы мастера, удостоившиеся искреннего признание общественности.

Уникальность и мемориальность ландшафтов, усадебная атмосфера и неброская красота северной природы навсегда пленяют сердца людей и заставляют возвращаться сюда снова и снова. Паломничество в Пушкиногорье, ставшее уже традицией, для многих поколений художников служит источником творческого вдохновения, местом лирической встречи с великим поэтом. Перенося почерпнутые здесь впечатления и наблюдения в свои работы, авторы создают новые страницы художественной летописи музея.

Т. В. Морозова,
специалист по экспозиционной и выставочной
деятельности Пушкинского Заповедника.







5 ноября 2022 года – 8 февраля 2023 года

Музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское» (Московская область, городской округ Чехов, ул. Пушкина, д. 10)

Среда – воскресенье: с 10.00 до 17.00

Выходные: понедельник, вторник

6+






Дата создания: 27.10.2022 10:00
Дата обновления: 27.10.2022 10:00
Мы используем cookie!
Подробнее