Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»
Выставка в Краеведческом музее города Великие Луки
Из фондов Пушкинского Заповедника и Краеведческого музея г. Великие Луки

Сказка – это целый волшебный мир с невероятными приключениями и необыкновенными событиями. Они учат нас верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро непременно победит.

«Что за прелесть эти сказки! – восклицал Пушкин – Каждая есть поэма». Мир русской народной сказки сопровождал поэта на протяжении всей его жизни. В детстве он заслушивался сказками, присказками и песнями его няни Арины Родионовны, обладавшей замечательным мастерством сказительницы. Позднее, в михайловской ссылке, он тщательно собирает и изучает произведения устного народного творчества – песни, сказки, пословицы, легенды и этнографические документы. Интерес к фольклору теперь у Пушкина неразрывно связан с изучением русской словесности. «Читайте простонародные сказки <...>, чтобы видеть свойство русского языка» – писал поэт в ответ на критику простонародных выражений в романе «Евгений Онегин».

С 1831 по 1834 год, уже будучи известным автором, Александр Сергеевич создал свои самые известные сказки, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Первым законченным сказочным произведением является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», которое относится к 1831 году. В том же году была написана «Сказка о попе и работнике его Балде». «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» появились в 1833 году, «Сказка о золотом петушке» – в 1834 году.

Как сказка начинается с присказки, так и наша выставка начинается с вступления. Цикл сказочных иллюстраций предваряет портрет А. С. Пушкина (копия Н. П. Нератовой с оригинала О. А. Кипренского) и изображение сельца Михайловского. А на картине П. И. Геллера мы видим Пушкина с его любимой нянюшкой. Окунуться в сказку нам помогает и изображение «лукоморья» с дубом, котом ученым, «избушкой на курьих ножках» и другими персонажами пролога к поэме «Руслан и Людмила». Первоисточником этого поэтического произведения стал русский фольклор: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот…».

Сказки великого русского поэта сегодня сами превратились в народные. Их образный, блистающий меткими народными словами и выражениями язык, сам стал источником пословиц и поговорок. Пушкинские сказки являлись и являются предметом изучения, они вдохновляли и вдохновляют творчество артистов, композиторов, художников.

На выставке представлены сказочные иллюстрации конца ХIХ – начала ХХ веков Николая Алексеевича Богатова (1854-1935), Николая Александровича Рамазанова (1817-1867) и мастерской Кучеренко. Работы, созданные на плотном картоне с использованием туши, акварели, белил и карандаша, отличает тщательная проработка деталей одежды, интерьера, и архитектурных мотивов.

Иллюстрации известного советского графика Игоря Ивановича Ершова (1916-1985) составляют раздел «Сказки о рыбке и рыбке». Эти работы и авторская манера хорошо знакомы нескольким поколениям читателей, так как общий тираж детских изданий, оформленных художником, превысил миллион экземпляров.

В конце 1950-х годов к творчеству А. С. Пушкина обратился и ленинградский художник Евгений Иванович Пашков (1920-2002), выполнив рисунки к сказкам поэта. За эту работу он был удостоен диплома первой степени на Всероссийском конкурсе Министерства культуры РСФСР (1962). Иллюстрации Пашкова выделяются тонкими и четкими линиями контуров, пластичностью и декоративностью.

Богатый и выразительный, простой и доходчивый язык пушкинских сказок неразрывно связан с картинами природы и быта, с теми лицами и их социальным обликом, которые представлены в них. Предметы крестьянского быта, изображение светлицы, ее убранство, женский народный костюм – являются типичными образцами народной культуры ХIХ столетия, а следовательно, – объемной иллюстрацией к сказкам. Это и деревянная миска, в которую помещается четыре порции полбы поповского работника Балды, плетеная верёвка – кнут, которым он «морщил море», старухино разбитое корыто, невод с грузилом и поплавками из «Сказки о золотой рыбке», три девичьи прялки и «свет мой» – зеркальце.

На выставке, ставшей совместным проектом двух музеев, представлены эскизы костюмов к кукольному спектаклю по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», выполненные Е. В. Пашковой-Селивановой (1917-1971) в 1946 году, работы А. С. Аверкиевой из комплекта «Пушкиниана. Экслибрисы П. С. Филатова», книги из фондов Пушкинского Заповедника, а также предметы крестьянского быта, женский народный костюм из собрания Краеведческого музея города Великие Луки.

Т. В. Морозова,
специалист отдела экспозиционной и выставочной
деятельности Пушкинского Заповедника







6 декабря 2019 г. – 4 февраля 2020 г.

Краеведческий музей города Великие Луки (г. Великие Луки, пл. А. Матросова, д. 1)

11.00-17.00

Выходной: понедельник

12+


ФОТОРЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ







Дата создания: 27.11.2019 12:00
Дата обновления: 07.12.2019 14:30
Мы используем cookie!
Подробнее