Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ПСКОВСКИЙ ПРИГОРОД ВОРОНИЧ»

Выставка из фондов Псковского музея-заповедника и Пушкинского Заповедника


Воронич был некогда обширным и богатым псковским пригородом, защищавшим юго-западные рубежи нашей родины. Первое упоминание о Ворониче встречается в псковской летописи и датируется 1349 годом. Центром Воронича была крепость, окруженная земляным валом и деревянными стенами с бойницами и башнями. В укреплении – «верхнем городе» – жители собирались лишь во время военной опасности. В мирное время все население, в том числе наместник, жили на посадах близ крепости.

Воронич XVI века, согласно исследованиям и летописным источникам, был крупным духовным центром Псковской земли с большим количеством церквей и монастырей. Главный храм города – церковь Святого Георгия – располагался в центре крепости. На Ямской улице Горнего (Великого) посада (сейчас территория д. Воронич) были храмы Иоанна Милостивого и Воскресения Христова, а также находился женский монастырь Успения Богородицы. На окраине посада стояла приходская церковь Иоанна Предтечи. В документах XVI-XVII веков упоминаются также Никольский, Покровский и Михайловский монастыри. На правом берегу реки Сороть – предполагаемые места Спасского монастыря и храма Козьмы и Дамиана – святых, считавшихся покровителями гончарного и кузнечного ремесел. Большое количество керамики, а также находки изделий из металла свидетельствуют об интенсивной жизнедеятельности и развитости ремесел: гончарного и кузнечного.

В течение XIV-XVI веков приграничные псковские земли подвергались постоянным нападениям ливонских рыцарей, литовских и польских феодалов и служили ареной кровопролитной борьбы русских людей с иноземными захватчиками. После разорения 1581 года войсками Стефана Батория в Ворониче осталось только два храма – Великомученика Георгия на городище и Воскресения Христова на Великом посаде.

В 1719 году Воронич с наименованием «пригород» был приписан к уездному городу Опочке Псковской провинции. Земли, где расположено древнее городище, отошли во владение помещиков Вындомских. В 1794 году А. М. Вындомский начал капитальную перестройку Георгиевского храма, длившуюся несколько лет.

В 1827 году о. Корнылий Воронецкий составил «Книгу Георгиевской церкви о церковном имуществе»: «Означенная во имя Святого Великомученика Георгия церковь без придела, деревянная, твердая покрыта тесом с сколбою, стены обшиты тесом же, глава обита дубовой чебцею. На ней крест деревянный, обит жестью с четырьмя железными цепями, окон у ней вверху четыре без решеток с деревянными затворками, внизу пять окон без решеток с теми же затворами, все окна со стеклами. Колокольни не имеется <…> Во святом алтаре: престол деревянный, на нем Антиминс белого атласу, хитон желтого гарнитура, на нем Евангелие в лист александрийской бумаги, обложен желтою медью посеребренною, с накладными серебряными наугольниками, на коих изображены образа четырех Евангелистов. Три напрестольных креста, один серебряный позлащенный, с вложением частиц святых мощей. На горнем месте образ коронования Божьей Матери писан на холсте. При ней лампада медная висючая на цепях железных с кистью бисером. Образ Георгия Великомученика писан на деревянной доске, на нем покров полуситцевой. Тут же образ преображения Господня, перед ним лампада медная небольшая, так же образ Николая Чудотворца...».

Сохранились фотографии рубежа XIX-XX веков, сделанные внуком Анны Петровны Керн – Ю. М. Шокальским, запечатлевшие вид городища и церковь Великомученика Георгия этого периода.

О церкви Воскресения Христова, уничтоженной во время артиллерийского обстрела в апреле 1944 года, сохранилось описание 1910 года: «...деревянная, на каменном фундаменте, снаружи обита тесом и покрашена масляной краской, внутри оштукатурена; покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краскою». Единственное изображение Воскресенской церкви на погосте деревни Воронич просматривается на художественной работе Н. В. Кузнецовой, выполненной в 30-е годы ХХ века.


*      *      *


Традиционализм русской православной культуры столетиями сохраняет образность и основы убранства интерьеров храмов. Иконы древние и более современные создают единое храмовое пространство, которое иллюстрирует основные события христианской истории. Каждый христианин, пришедший в храм, оказывается вовлеченным в эти события, сопереживая им, получает нравственные уроки. Представленные на выставке разновременные христианские памятники из собрания Псковского музея часть той многовековой культуры, которая окружала А. С. Пушкина. Среди них иконы, которые по времени создания могли находится в храмах «пушкинского времени». Это написанная в XVII веке икона «Иоанн Предтеча» или «Чудо Георгия о змии», датируемая 30-60-годами XVIII века. Более поздние памятники второй половины XIX – начала XX века, обладая стилистическими чертами этого периода, сохраняют основные иконографические особенности сюжетов – «Сошествие во ад», «Чудо Архистратига Михаила» или «Покров Богоматери». Привезенная по легенде из паломнической поездки по Святой земле в начале XX столетия икона «Успение Богоматери» передана в дар Псковскому музею А. Н. Яхонтовой-Высоцкой, потомком известного рода, с представителем которого – Николаем Александровичем дружил А. С. Пушкин. Многие из Яхонтовых покоятся на кладбище погоста Камно при церкви святого великомученика Георгия Победоносца, который считается небесным покровителем псковского пригорода Воронич. Духовные связи гораздо шире и многограннее материальных, поэтому все, что связано с миром христианской жизни – кресты, антиминсы, иконы, священнослужительские одежды, представленные на выставке, имеют свой сакраментальный смыл и значение вне зависимости от мест их бытования.





15 июня – 6 ноября 2019 г.

Музей-усадьба «Тригорское»

Ежедневно с 10.00 до 17.00

Бесплатно

12+







Дата создания: 14.06.2019 15:30
Дата обновления: 14.06.2019 15:30
Мы используем cookie!
Подробнее