В тематическом сюжете выставки, посвященной 310-летию Полтавской битвы, 190-летию со дня выхода в свет поэмы А. С. Пушкина «Полтава» и 200-летию со дня выхода поэмы Байрона «Мазеппа», представлены хромолитографии Луи Белланже, Ашиля Девериа, ксилографии Ф. Д. Константинова, репродукции акварелей В. А. Серова, иллюстрации Н. А. Аксёновой, в контексте с рисунками поэта, портретами исторических лиц, гравюрами XVIII века и фоторепродукцией мозаичной картины М. В. Ломоносова «Полтавская баталия».
Пушкин создал образ гетмана Мазепы настолько ярко и убедительно, что в российском сознании он навсегда связан с поэмой «Полтава». Однако в европейском воззрении его персона имеет мало общего с биографией гетмана. Он предстает не как гетман Войска Запорожского, изменивший царю Петру и бежавший вместе со шведским королем Карлом XII после разгрома под Полтавой, а как Мазепа-любовник – популярный персонаж многочисленных произведений времени романтизма.
Одним из первых поэтических воплощений в виде воспоминаний старого гетмана его юношеских приключений стала вышедшая 28 июня 1819 году поэма Байрона «Мазеппа». Из богато насыщенной биографии Мазепы в поэме изображается изложенный Вольтером в «Истории Карла XII» избитый эпизод: неудачливый любовник претерпевает весьма изощренное наказание за связь с молодой женой знатного волынского шляхтича, пфальцграфа Станислава Фальбовского.
В «Полтаве» Пушкина, изданной в конце марта 1829 года, объединены несколько важных политических и личных тем, волновавших поэта в ту эпоху.
В первой теме изображается судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Тема эта (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями – нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг». Героем, стоящим в центре «Полтавы», является Пётр, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы.
Вторая тема поэмы – эта тема исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства. Видимо, Пушкин эту тему сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи поэму «Мазепа», в которой (в строгом соответствии с историей) показывает гетмана Украины, но не как борца за освобождение своей отчизны, а как коварного властолюбца. Однако в завершающем этапе он изменил название поэмы на «Полтава», сосредоточив в эпиграфе смысл произведения изречением Байрона: «Мощь и слава войны, /Как и люди, их суетные поклонники, /Перешли на сторону торжествующего царя».
Третья тема показывает частного человека, раздавленного колесом истории. Мария – сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно становится жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий.
Л. В. Козмина,
к.ф.н., хранитель музея-усадьбы
Ганнибалов, предков А. С. Пушкина
12 июня – 31 декабря 2019 г.
Музей-усадьба «Петровское»
С 10.00 до 17.30, выходной – понедельник
Взрослые – 50, дети до 16 лет – 30