Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


ВЫСТАВКА «ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ»
Отчетная выставка работ студентов Института им. И. Е. Репина



Традиция проведения летней студенческой практики Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина существует в Пушкинском Заповеднике с 1957 года. С этого же года традиционными стали выставки молодых художников в музейных залах. И вот уже 9 лет как безымянная ранее выставка называется «Первое впечатление». Имеется в виду неповторимое первое впечатление студентов от этой земли – и первое впечатление пушкинской земли от них, очередных паломников. Первое впечатление, остановленное и оставленное в живописи и графике молодых художников, – и наше, зрителей, первое впечатление от их работ… И здесь представлены далеко не все высказывания самих участников о важнейшем первом впечатлении, полученном во время летней практики, завершающей их первый учебный год.

Шла последняя неделя практики. Настроение почти довлатовское. Дел невпроворот, а на улице палящее солнце. Выходишь полный сил и энтузиазма с огромными планшетами, портфелем, красками, а вокруг ... сгущаются тучи. Мчишь на велосипеде с вечными попутчиками-комарами. Практика! Сочетания дождливого уныния и вечного ожидания, меланхоличные пейзажи и деревенское захолустье, парадные усадьбы и сельские заброшки с магазинами, интеллигентные экскурсоводы и заядлые пьянчуги, ночные костры и утренние пленэры (и будильники в 5 утра). Самые неожиданные и интересные сочетания. Каламбур идей и восприятий... И мы в фешенебельном автобусе мчим мультипликационной походкой в усадьбы.

Мария Гурихина, графика


Летние каннибалы…
Хотя деревья, шелестящие и взъерошенные, окружают здесь все пространство – против отчаяния больше помогает отсутствие дождя. Погода здесь меняется, меняется, меняется…. Ещё не «сумел разобраться в этих причудах, в этом пожаре красок», как все уже сменилось. Тучи ушли, вышло солнце, полил дождь. И каждый молодой человек здесь пугает тем, что сотворит. Какую сущность вычленит из пейзажа, увидит ли целое или попытается собрать свой этюд из бессвязных частей. И это больше страх восторга, если пейзаж на картине будет действительно существовать. Но страх, не окрашенный мрачной мыслью, а как страх – чистое чувство, страх перед чем-то прекрасным, от чего хочется смеяться и плакать, и от чего весь покрываешься мурашками. И хотя, скорее всего, он не будет оправдан, все наше поселение окутано этим страхом, который должен превратиться в радость и не способен удовлетвориться разочарованием. Сквозь каждую стену он проникает: сидишь ты перед тарелкой с едой или перед натюрмортом, лежишь ты в кровати или позируешь на траве, от него не избавиться. И только покинув поселение, можно его отпустить. «Облака идут вереницей, то омрачая, то вновь открывая солнце...» – здесь уже все превращается в радость, ведь ничто не может разочаровать. Каждый элемент цел, существует и может погрузить в восторг любого, кто обратит внимание. И лето, как будто, длится, длится, длится. И все здесь такое, каким было до нашего прихода. И каждый день – из страха в радость. Опять сначала!

Анастасия Вакорина, графика


«Можно было бы полюбить смерть при мысли, что будешь похоронен в таком очаровательном месте» – Перси Биши Шелли.

Полина Брусова, графика


Дышать чистым воздухом этих мест было настоящим наслаждением после года заключения в четырех стенах Академии.

Юлия Антонова, графика


В Пушкинских Горах нет гор, но дух Пушкина ощутим. Мы сами были, как Пушкин. Увезли нас из города на полтора месяца подальше от цивилизации к лесам, полям, озёрам. Что делать? Конечно же, творить! Вот мы и рисовали, не замечая времени и плохой погоды.

Татьяна Лисеенко, графика


До этой практики мне однажды удалось побывать в Пушкинских Горах. В то время они оставили неоднозначное мнение о себе. Это тревожило меня, ведь я не знал, понравятся ли мне все-таки эти места или нет. Но после приезда, с каждым новым днём, я стал понимать, что уезжать отсюда я не хочу. Слишком полюбились здешние пейзажи, люди, да просто мир вокруг. Местную красоту надо распробовать, пожить в ней, медленно пропитать ею своё сердце и душу, и только тогда ты осознаешь, что невероятно прекрасно!

Ярослав Гурьев, графика


Далее пунктиром…
Свежий воздух. Красивая природа. Великолепные пейзажи. Живописные псковские дали. Эти места сохранили очарование, которое так мастерски отразил в своих произведениях великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, при этом они обладают истинно довлатовским колоритом.
На доме-музее Довлатова табличка:
«Любимая, я в Пушкинских Горах,
Здесь без тебя – уныние и скука,
Брожу по заповеднику, как сука,
И душу мне терзает жуткий страх…»
Как приятно находить отражение своих мыслей в строках писателя! Даже чувство удушающего одиночества отходит на второй план, и начинаешь допускать, что тут возможно не спиться или не сойти с ума от съедающей изнутри тоски…

Ольга Пчелина, графика


О, как здесь прекрасно, как волшебно!
Я ща поеду рисовать, о дааааа!!!
Я не могу: все так безумно хорошо!
Качусь на велике с горы, лечу, ищу места,
О счастье – аист пролетает, прямо в душу залетает, а заодно и искупаюсь. ))
С утра на завтрак я пойду,
Там мой любимый повар, он готовит все что угодно: блины, запеканку, полезную кашку – теперь легко мне будет рисовать.
Или лучше не пойду и в кроватке полежу.
А если у тебя проблемы в нашем доме, то Миха нам поможет,
Он прикольно ухмыльнётся, отвернётся, но потом еще вернётся, ) и вода тогда польётся!
А наши преподы – огонь!:
Белов, моя любовь, расскажет, как двери надо открывать, как вдохновение отыскать.
Романов – просто обалдеть, он наш друган навек,
Всегда поможет от души, и все расскажет – будешь на коне. )))
Обходы проходя, печаль занося, надо просто рисовать и поменьше унывать, )
Очень круто здесь гулять, но скоро, к сожалению, уезжать :(
В памяти останется навек прекрасный отдых моих 20 лет )

Наталья Морозова, графика


Пушгоры – это не место. Не только лишь место, географическая привязка. Оно вмещает в себя целый набор впечатлений, людей, предметов. Его приметы – просторы серебристых, розовых, фиолетово-охристых, каких угодно, но не зелёных, полей; туманы, пробирающиеся между кустов, аисты-дельтапланеристы. Это и повышенная концентрация Пушкина на каждом углу, а все вокруг – помешанные на Довлатове, и заученная (замученная) экскурсия в твоей синей/полосатой/голубовской комнате, где бесцеремонные туристы норовят произвести щелчок фотоаппаратом, пока намешиваешь краску. Твой рахитичный и скулящий велосипед, исподтишка спихивающий на дорогу работу, – туда же, в синопсис этих мест. Никак не обойтись и без потусторонних встреч с Цербером о трёх головах, в которого превратился под воздействием винных паров пёс около Красной горки. В Пушгорах понимаешь значение выражения «наслаждаться каждым моментом жизни», особенно если это понедельник... вечер... Душ! Или, если посчастливилось, не проспать запеканку на завтрак. Или вышло солнце после недель ливней и гроз. Пушгоры – это вообще про прекрасное и обстоятельства, про историю и эксцентричных людей. Хорошо, мы по завету Сергея Донатовича вооружены иронией, сарказмом и бутылкой. Нам все нипочём.

Татьяна Кузьмина, графика


В мире не хватит слов, чтобы описать все те радостные моменты, что я пережила на этой практике. Почти каждый день мы ездили в различные музеи и писали интерьеры, каждый раз погружаясь в дух того времени. Помню, иногда в Бугрово проходили костюмированные мероприятия, именно в эти моменты начинало казаться, будто ты вернулся на 200 лет назад, и сейчас своими глазами увидишь древний обряд прощания невесты с вольной волюшкой, услышишь печальные свадебные песни. Такая атмосфера особенно сильно вдохновляет на новые и новые этюды и полотна, ведь в этом древнем мире, полном прекрасной природы нет места для бесконечной суеты нашего времени.

Екатерина Булысова, живопись


Больше всего меня поразила природа Михайловского. Здешний лес задевает душу не меньше мотивов Шишкина. Когда гуляешь по его укромным уголкам, создается впечатление ,что попал в одну из сказочных произведений поэта. Также великолепный парк с аллеями и прудами, помнящий ещё дедушку Пушкина. Не зря именно в Михайловском поэт создал свои самые гениальные произведения.

Анна Пустовалова, живопись


Сложно придумать место лучше, для полного погружения в работу. Все здесь буквально дышит искусством, от бескрайних золотистых полей, до тенистых лесов и живописных усадеб. Глаза разбегаются от множества прекрасный пейзажей вокруг, и чем ближе подходит конец практики, тем яснее понимаешь, что и всего лета не хватило бы чтоб воплотить в жизнь все свои задумки и написать все понравившиеся виды. Это был неоценимый опыт работы в окружении творческих людей, готовых делиться своими знаниями, возможность учиться друг у друга и узнавать новое.

Елена Гришина, живопись


Время, проведённое на практике, я всегда буду вспоминать с теплотой и любовью. Как здорово, что студентам дают возможность погрузиться в работу среди прекрасных пейзажей, стать немного ближе к природе. Уловить и передать состояние природы в этюде непросто, и от этого ещё больше восхищаешься работами русских мастеров пейзажа, таких как Левитан, Куинджи, Стожаров, Овчинников, Кокорин и т.д. Я уверена, что для каждого это время принесло пользу как в личностном плане, так и в творческом, а пейзажи, написанные с друзьями на поляне, в лесах и усадьбах, ещё долго будут хранить память об этом времени.

Мария Чернышова, живопись


Пленэр, проведенный в Пушкинских Горах, где прошли годы ссылки Александра Сергеевича Пушкина, помог мне познакомиться с творчеством русского поэта ближе. Благодаря практике, я смогла увидеть памятные места и используемые поэтом предметы: «скамья Онегина», письменный стол Пушкина и другие значимые вещи. Атмосфера царских времён окутала усадьбы, сады, просторы, где нам посчастливилось заниматься живописью. Время, проведённое в этом месте, останется в памяти на всю жизнь, с радостью, проблемами, и со всем, что прилагается к жизни на природе.

Евгения Гольдина, живопись


Последние месяцы второго семестра озарялись предвкушением лучшей, по словам академистов, выездной практикой института: поездкой в Пушкинские Горы. Правда, наступила она намного быстрее ожидаемого: не успели «желторотики» отойти от первой серьезной сессии, как уже нужно было пилить подрамники и собирать чемоданы в долгожданную вылазку из сумрачной северной Пальмиры в самое сердце России. Для меня это оказалось поездкой «домой», так как мне близка природа этого края: целебные запахи разнотравья, тенистые заросли серебряных ив, запах томленых солнцем подгнивающих яблок и дурманящей азалии, «хаты, в ризах образа» и бесконечные просторы полей и лесов! Устроители усадеб еще в старину оценили живописность местных ландшафтов и смекнули, где устраивать господские дома! Усадьбы изящно дополнили совершенство природы и обеспечили нас бесчисленным числом сюжетов для этюдов и зарисовок. Впечатление разрыва восприятия времени сопровождало меня на протяжении всей практики: полтора месяца с некоторыми лишениями и в отрыве от родного угла казались бесконечностью, но для воплощения всех впечатлений и идей от увиденного великолепия этот срок оказался бесконечно мал. В итоге, стоящие работы начали получаться лишь в последние пару недель практики. Один из педагогов справедливо мне заметил, что стоило «разогреться» в написании этюдов до практики, но именно непрерывность, постоянный поток работы, мотивация со стороны восхищения природой и титаническое преодоление себя в регулярном порядке помогли мне здесь на голову выше вырасти над собой. За эти долгие-быстрые полтора месяца я сделала для себя много профессиональных открытий, а еще я стерла границу между мастерскими, разъединявшую нас весь этот год. Выездная практика - один из самых эффективных для меня способов обучения. Было очень тяжело, но оно того стоило!

Елизавета Малыгина, живопись


Пушкинские Горы! Уголок уединения, место для поиска себя, своего смысла жизни, индивидуального стиля, свежих мотивов для творчества и ярких впечатлений. Контраст полного воссоединения с первозданным диким миром после долгого обитания в городской среде. Невольно вспоминаются слова А. С. Пушкина: «…Здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило…». Песнь души, когда велосипед летит с горы на бешеной скорости, ветер бьёт в лицо, раскидывая волосы, закат стремительно несётся навстречу, дорога превращается в серое облако длиною в бесконечность. Утренние туманы, росы, волшебство закатов… Все это оставило незабываемый след в жизни. Кроме того, интересны были встречи с воскресшим в воображении Пушкиным и его родственниками и друзьями. За 4 дня написания интерьера в сознании отпечатались слова мельника Сергея про курушку и весь мельничный механизм, и одна и та же шутка про то, что из перемолотой муки делают лапшу и вешают на уши туристам, сказанная с искренней весёлостью сотню раз. Рассказ про судомойку Глашку, декламировавшую Онегина и упавшую от переизбытка чувств и эмоций, в Петровском, не выходит теперь из головы. И вот уже выучены все экскурсии, а мы готовы сами становиться экскурсоводами в любом имении! Множество курьезов с туристами, которые дают оценку не только работам, но и внешнему виду художников, милые советы, как изменить творение к лучшему. Газонокосильщики, которые выстригают траву, пока ты ее пишешь, но оставляют круг, где ты находишься, трактор, объезжающий со всех сторон и только после окончания шедевра, собирающий траву на том месте, где сидел. Такое отношение и живой интерес шокировало, и было довольно необычным. Внутренняя жизнь лагеря, шуточные стычки и дебаты за место с противоположным лагерем живописцев. Невозможность побыть одной в мастерской из-за их исключительной трудоспособности, топливо в виде вкуснейшей пищи от повара Сергея, постоянный приток радости от кота Бориса, ловля чайника по всем комнатам… И счастье от ранних пробуждений и полного погружения в новую реальность. Встреча с невиданными зверями, дружба с собаками и искренность от деревенских детишек, наивно спрашивающих, куда ты идешь и что будешь делать, хотя ты не помнишь даже, как их зовут. Грусть осталась лишь от понимания того, насколько необъятно это очарование, насколько невозможно постичь все, объять необъятное, переписать все пейзажи, которые заставляли сердце биться чаще и замирать от восторга. Хочется сказать жизни спасибо за это лето, за этот необыкновенный опыт, тёплый приём и прекрасное настроение. За то, что все тяготы городского мира отступили на второй план, тревоги забылись, а одиночество перестало быть тягостным, превратившись в гармонию с миром. За то, что стало понятнее, куда развиваться, благодаря мудрым словам наставников, благодаря этому райскому уголку, пропитанному духом творчества и истинного искусства.

Валерия Харитонова, графика





31 июля – 15 сентября 2019 г.

Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)

09.00-17.00

Выходные: понедельник, вторник

12+


ФОТОРЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ







Дата создания: 31.07.2019 12:00
Дата обновления: 01.08.2019 12:00
Мы используем cookie!
Подробнее