Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК»

Выставка из собрания Оренбургского областного музея изобразительных искусств


Оренбургский пуховый платок окутывает плечи женщин уже более 200 лет, и за эти долгие годы он служил им и украшал их не только в реальной жизни, но и выступал как образ вещного мира в литературе XIX-XX веков. В пуховый платок кутались героини Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Толстого, З. Гипиус, О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Аверченко, Н. Теффи, Б. Зайцева, его носили в романах и рассказах М. Шолохова, К. Симонова, В. Распутина, В. Астафьева, А. Битова, В. Липатова, А. Фадеева и др. Литература ознаменовалась удивительно широким использованием пухового платка не только как бытовой утилитарной вещи, но и как предмета, органически связанного с внутренней жизнью человека и имеющего при этом символическое значение.

Особенно нам дороги слова А. С. Пушкина, связанные с шалью: Маша, героиня повести «Метель», отправляется в зимнюю непогоду, буран, на свое скрытное венчание, предварительно «окутавшись шалью». В повести «Станционный смотритель» мы видим нежданного гостя, который «cняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, <...> явился молодым, стройным гусаром с черными усиками…». Мы, конечно, предполагаем, что герои кутались в теплые пуховые шали, но то, что А. С. Пушкин знал сей предмет - для нас очевидно.

В 1833 году А. С. Пушкин посещает Оренбург с целью собрать материал для написания «Истории Пугачевского бунта» и встречается там с В. И. Далем, служившим в те годы на должности чиновника особых поручений при оренбургском военном губернаторе. В творчестве Даля уже в 30-е годы упоминались оренбургские платки. Описывая в рассказе «Домик на Водяной улице» безрадостную жизнь дочери казачьего капитана Анны Ивановны Комлевой, Даль пишет: «Были еще у нее козы, кои, не по местному обычаю, шатались зиму и лето по городу и слободке, не требовали корму, а на ночь приходили домой; они кормили хозяйку молоком и приносили ей свой пух, из которого старушка прилежно вязала ценные платки и косынки». А. С. Пушкин, знакомясь с Оренбургом и побывав в казачьей станице, где все женщины занимались вязанием, не мог не оценить местные пуховые платки, которые уже к середине XIX века стали известны во всем мире.

На выставке представлены ажурные и теплые платки потомственных вязальщиц из Оренбургской области. Помимо знаменитых оренбургских паутинок, традиционных пуховых платков, экспонируются платки известной мастерицы Л. В. Губайдуллиной, узоры которых навеяны сюжетами пушкинских сказок, и портрет А. С. Пушкина, выполненный ею в технике оренбургского пуховязания.






20 апреля – 15 мая 2019 г.

Музей-усадьба «Михайловское», выставочный зал (Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское)

10.00 – 17.30

Выходные: понедельник, вторник

Бесплатно

6+




Дата создания: 17.04.2019 12:30
Дата обновления: 17.04.2019 12:30
Мы используем cookie!
Подробнее