Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ДЕРЕВЯННЫЕ АКТЕРЫ. ЕЛЕНА ДАНЬКО»

Выставка иллюстраций Марии Спеховой из собрания автора



Мария Евгеньевна Спехова (р. 1961) окончила отделение промышленной графики Московского художественного училища памяти 1905 года, а также Московский полиграфический институт.

Состоит в книжной секции Московского Союза художников.

Любимыми своими учителями считает Ю. Г. Седова, Д. А. Воронцова и Б. Н. Малинковского, известного в советское время художника-иллюстратора. Борис Николаевич Малинковский (1929–2015) работал в детских книжных издательствах, в частности в «Малыше». Был одним из тех художников, которые составляют славу детской художественной иллюстрации. Дружил с «Тремя мушкетёрами»: В. В. Перцовым (1933–2017), Е. Г. Мониным (1931–2002), В. Н. Лосиным (1931–2012).

Своим примером учил дружбе, честности, преданности искусству.

М. Е. Спехова говорит: «С детства любила читать и рисовать. Мне крупно повезло – так и продолжаю заниматься любимым делом: читать книги и иллюстрировать их. Люблю произведения, где юмор соседствует с печалью, трагедия с комедией – это как в жизни – обязательно существует вторая сторона медали… У нас художественная семья: муж, сын, а также жена сына – тоже книжные художники! Это очень помогает в жизни и в творчестве.

Считаю, что дизайн не менее интересен, чем иллюстрирование. Ведь гораздо сложнее придумать что-либо новое, чего ещё не случалось на плоскости бумаги и в конструкции книги!»

В издательстве «Нигма» Мария Евгеньевна проиллюстрировала сказочные повести «Дом с волшебными окнами» и «Ветер в ивах», юмористическую повесть «Лёлишна из третьего подъезда», сборники французских, итальянских и японских сказок, а также повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь».

М. Е. Спехова занимается дизайном печатной продукции: книг, буклетов, плакатов, дисков, открыток, детских игр.

Работала в издательствах: «Малыш», «Олма-Пресс», «Эксмо», «Дрофа», «Дрофа-Медиа», «Стрекоза-Пресс», «Оникс ХХ век», «Терра», «Росмэн», «Аттикус», «Бослен», «Нигма», «Красный пароход» и др.

Живёт и работает в Москве. С 2003 года принимает участие в книжных выставках Московского Союза художников.

«Меня давно уже просят рассказать мою жизнь – жизнь бродячего кукольника. Так вот, слушайте», – так начинается повесть Елены Яковлевны Данько (1897/1898–1942) «Деревянные актёры», написанная в 1931 году. Эта повесть для детей, повествующая о странствиях двух друзей – итальянских мальчиков Джузеппе и Паскуале, в чём-то автобиографична. Дело в том, что сама Елена Яковлевна в 1919 году работала кукловодом в кукольном театре «Студия» в Петрограде, создавала инсценировки для спектаклей кукольного театра («Красная шапочка», «Сказка о Емеле-дураке», «Гулливер в стране лилипутов» (1928), «Пряничный домик», «Дон-Кихот» и др.) В период 1920–1930-х годах на сценах ленинградских кукольных театров постоянно шли многочисленные спектакли по инсценировкам Е. Я. Данько. В книге есть целая глава, посвященная истории появления куклы-марионетки от древнего Крита до 18 века, так как действие повести происходит именно тогда. К тому же она была и скульптором, наиболее известны её фарфоровые фигурки, сделанные на Ленинградском фарфоровом заводе.

Иллюстрации к этой книге были сделаны в 2016 году для издательства «Нигма». В детстве я с удовольствием читала повесть Е. Данько «Побеждённый Карабас» – продолжение «Золотого ключика», но с героями «Деревянных актёров» познакомилась только сейчас. Мне понравилась история мальчика Джузеппе, чем-то он напомнил другого мальчика – Гаврика из книги «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева. Он тоже таскал на рынок рыбной торговке мадам Стороженко свою добычу, а она издевалась над ним. У Джузеппе была злая тётка Теренция, тоже торговка рыбой. Запах моря реял над страницами книги, и неважно, что море не Чёрное, а Адриатическое, а город не Одесса, а Венеция.

Путешествие двух друзей Джузеппе и Паскуале в поисках счастья через Италию, Германию, Францию, их приключения, живо напомнили мне ещё одну книгу Гектора Мало «Без семьи». Так же как в этой книге мальчикам приходится страдать от голода и холода, зарабатывая на жизнь своим искусством, путешествуя по дорогам разных стран. Так же как в этой книге, мальчики ищут счастья и родных. У Елены Данько дети в конце книги видимо всё-таки возвращаются в Италию к своим родным, но до этого они должны попасть в революционную Францию. Думаю, книга не была дописана, или задумывалось продолжение.

В отличие от Гектора Мало Елена Яковлевна много пишет о своих любимых деревянных актёрах – марионетках. Три части книги называются «Пульчинелла», «Кашперле», «Полишинель». Это три ипостаси одного героя – народной куклы-марионетки или перчаточной куклы. Герои путешествуют по разным странам, и одна и та же кукла претерпевает трансформации, её переодевают в одежды разных цветов, во Франции нацепляют горб, кукла говорит на разных языках, становится голосом народа той страны, в которой в данный момент происходят описываемые приключения. В общем, эта книга – история кукольного театра. У меня создалось впечатление, что в книге не хватает ещё одной главы – «Петрушка»! Ведь Петрушка – это та же самая кукла, только на русской почве. Наверное, дети, так или иначе, должны были попасть в Россию, это не так уж невероятно, ведь в конце 18 века итальянские, французские, немецкие комедианты гастролировали в России, среди них были и кукольные театры. Три части книги оформлены тремя полосными шмуцтитулами – это три куклы: Пульчинелла в белом балахончике и с бубном на фоне голубого Адриатического моря, Кашперле с дубинкой на площади немецкого городка и воинственно настроенный Полишинель с ружьецом на площади Бастилии.

Удивительно тонко вписаны в повествование исторические, реально существовавшие персонажи: Карло Гоцци и Иоганн Вольфганг фон Гёте. Карло Гоцци – спаситель и учитель мальчиков, он даёт им направление всей их дальнейшей жизни. Без него не было бы и книги: пьеса Гоцци «Любовь к трём апельсинам», которую мальчики первый раз в жизни разыгрывают в Венеции, в своём родном городе – это и есть их жизнь, поиски счастья – как поиски трёх апельсинов.

«Наступали сумерки. Ветер свежел. Наша барка плыла всё быстрее, оставляя за собой пенистую бурливую борозду.

– Вот и мы с тобой пустились в путь, как Тарталья с Труффальдином! – весело шепнул Паскуале.

– И мы добудем волшебные апельсины, вот посмотришь! – подхватил я», – говорится в начале приключений.

Я решила, что концепцией, образом книги будет путешествие в поисках «трёх апельсинов», то есть в поисках счастья, смысла жизни. Фронтиспис – это портрет мальчиков в образе героев сказки «Любовь к трём апельсинам», а концовки глав – это Пульчинелла, Кашперле и Полишинель, уже нашедшие своё счастье: они несут или катят каждый свой апельсин.

В заключение скажу, что жизнь героев, полная невзгод и опасностей, и красочные, сказочные, феерические кукольные представления с огнедышащими драконами, рыцарями, принцессами и волшебниками отличаются друг от друга, как и мои картинки, иллюстрирующие их. Надеюсь, что так получилось: жизнь – неяркая, где-то даже мрачная, серая, а кукольные представления – красочные, яркие, динамичные.

Выставка иллюстраций к детской книге Елены Яковлевны Данько «Деревянные актёры» не случайно приурочена к очередной, 73 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

В августе 1941 года Ленинградский отдел художественного фонда СССР ходатайствовал об эвакуации Е. Я. Данько в Ташкент, но она отказалась от эвакуации. Блокадную зиму 1941–1942 годов провела в Ленинграде.

27 февраля 1942 года выехала в эвакуацию, вместе с сестрой и матерью. Через несколько дней Е. Я. Данько и её мать скончались от последствий истощения, в поезде, в пути из блокадного Ленинграда в Ярославль и Ирбит; похоронена на одном из полустанков в пути.

На авантитуле книги – сама Елена Яковлевна Данько, под снегом, согревающая куклу-Петрушку за пазухой серого пальто.






Взрослые - 20, дети до 16 лет - 10

29 апреля - 29 июля 2018 г.

Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар имени С. С. Гейченко, д. 1)

09.00 - 17.00

Выходной день: понедельник, вторник

6+


Дата создания: 11.04.2018 12:30
Дата обновления: 25.04.2018 12:30
Мы используем cookie!
Подробнее